Колонка «Ведомостей» о Сечине в исполнении пресс-секретаря «Роснефти»
На «Пионерских чтениях» должен был выступить глава «Роснефти» Игорь Сечин, который написал для журнала колонку о джазе. Вместо него выступил пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев, и вместо колонки Сечина для журнала «Русский Пионер» он прочитал колонку о Сечине, которая вышла в газете «Ведомости».
Михаил Леонтьев: «Вообще, лук плохая замена овсу, и ждали здесь, конечно, не меня и из соображений, скорее, политесных, поскольку [нрзб – Дождь] имеем к компании некоторое отношение. Он вообще, вот Андрей не даст соврать, инициировал частично весь [нрзб - Дождь] и был энтузиастом. И то, что он написал вообще эту колонку, это доказательство, к которому уже не требуется никаких дополнений. И поэтому считалось, что мне надо прийти, хотя мне кажется, что я ошибаюсь, поскольку...
Я вдруг вспоминаю такую картинку, которая была такая в старом-старом сборнике «На старте юмор», где куча народу плещется в бассейне. Два мужика стоят и один другому говорит: «Надо ли ему говорить, что [нрзб - Дождь]. Вот такое ощущение, что вам здесь так хорошо и без нас, и без нефти, и в общем вполне могли бы и обойтись.
Но тем не менее, если уж пришел, я хочу сказать, хочу всем передать, особенно авторам журнала, большое спасибо Игоря Ивановича, и вообще, к сожалению, что он действительно хотел прийти. Это удивительно для меня, с одной стороны, но это правда. Сегодня были эти переговоры в Египте с президентом, завтра переговоры в Китае и так далее.
Читать колонку Игоря Ивановича я не буду, опять же по той же вышеозначенной причине, что лук плохая замена овсу. Вот, я надеюсь, что когда-нибудь он ее все-таки прочитает сам. А я прочитаю произведение, на мой взгляд, связанное духовно или душевно-эмоционально с джазом, с колонкой, со страстью. Оно безусловно имеет отношение к теме, это журналистская колонка не в «Русском Пионере», а всего-навсего во вчерашней газете «Ведомости». Я просто хочу заметить, что в нормальной деловой журналистике, в нормальной ситуации, так — не пишут. Это крик души. Ну, сейчас попробую с выражением, выдержанные места.
Среди соратников Путина руководитель «Роснефти» имеет, наверное, самую спорную репутацию. Он играет по своим правилам, разыгрывая оперативную или аппаратную комбинацию, а не договаривается, когда ему что-то нужно, в отличие от других государственных акторов. Сечин редко проигрывает и практически всегда получает то, что хочет. Поведение, немыслимое в рамках авторитарной государственной системы, где практически все держится на разговорах и личных договоренностях. Но то, что сложно представить в одной системе, может существовать в другой. В мифологических традициях многих стран есть архетип трикстера — человека или атропоморфного животного, совершающего амбивалентные действия или неподчиняющегося общим правилам поведения. Действия трикстера не поддаются однозначной оценке, в том числе и этической, не укладываясь в рамки «положительного» или «отрицательного». Он специфически понимает моральные и социальные ценности, он руководствуется лишь собственными страстями и аппетитами, и, несмотря на это, только благодаря его деяниям ценности обретают свое значение. Истинное или ложное - рассудит история.
В рамках средневекового рыцарского романа рыцарь-трикстер свободен и может поступать, как захочет. Он сам выбирает квест — дерется на турнирах, ищет сокровища или убивает драконов. И, следуя его модели, будет развиваться сюжет, в том числе нарушая канон. У всякой истории есть смысл и итог. Но в историях с нарушенным каноном не всегда выигрывает трикстер. Победу может одержать и дракон.
Оставляю вам задуматься, кто такой дракон. Хочу просто закончить другой колоночкой из другой газеты. Всего-навсего маленькая газетка Financial Times: «Какой будет следующей сделка Сечина? Некоторые считают, что он станет почивать на лаврах. В редкой, лично написанной самим колонке о любви к джазу, сам Сечин говорит — самое главное в джазе, как и в жизни, — это импровизация».