«Люди смеются над феминистками, мне обидно»: можно ли считать акцию у стен Кремля настоящим акционизмом

10/03/2017 - 00:46 (по МСК) Татьяна Арно, Антон Желнов

Феминистки, проводившие акцию у стен Кремля 8 марта, признали, что эффектное фото с файерами и плакатом на одной из башен — ненастоящее. Пресс‑служба ФСО также отметила, что никаких проникновений на закрытые объекты Кремля не было. Причем сами феминистки не могу объяснить, как так вышло.

Евгения Котляр разбиралась, кто и зачем добавил скандальный снимок в общую подборку фотографий девушек, «захвативших Кремль».

Отчасти акция «Активистки захватили Кремль» все-таки состоялась, но только отчасти. Главный снимок, который взорвал соцсети, с девушками с файерами и плакатом «Национальная идея — феминизм» прямо на Арсенальной башне Московского Кремля оказалась фейком. Фотографию мастерски правили с помощью фотошопа.

Александр Литреев, специалист по информационной безопасности: «Явно не дилетантская работа, это профессиональная работа в фотошопе, естественно, поскольку к девушке слева, находящейся на фотографии, вообще никаких вопросов изначально не возникло, у нее нет никаких ни следов вмешательства с помощью каких-то программных средств. Подозрения изначально возникли из-за ареала с артефактами у девушки, находящейся справа на фотографии».

Очевидность подделки еще в том, что существует всего два снимка, которые были распространены в сети. Если бы акция состоялась, наверняка прохожие и туристы сделали бы больше фотографий, и их можно было бы обнаружить в соцсетях.

Фотограф, который был вчера там и снимал других активисток, подтверждает, что это подделка.

Алексей Абанин, корреспондент RTVi: «На этой угловой Арсенальной башне я ничего не видел. Что касается, например, вертикальной фотографии, оттуда из рассылки есть две фотографии, вертикальная и горизонтальная, на вертикальной видно, что внизу стоит только два школьника, хотя тогда было очень много туристов, прямо очень-очень много, потому что был выходной, 8 марта».

Сами феминистки не могут детально объяснить, откуда взялись эти снимки, и как они попали в пресс-релиз, который растиражировали СМИ.

Леда Гарина, участница акции «Феминистки захватили Кремль»: «У нас было две координаторки. Одна координаторка отбирала фотографии, другая координаторка занималась непосредственно рассылкой. Девушки просили, чтобы их имена не фигурировали в публичных заявлениях. Я не думаю, что это была попытка дискредитировать нас».

До конца не ясно, попадание снимка к журналистам — это спланированная акция или результат неслаженности работы девушек?

Катрин Ненашева, арт-активистка, фотограф: «Собственно, я узнала только час назад о том, что фотография на Арсенальной башне была отфотошоплена. Если бы изначально девушки как-то концептуализировали то, что одна фотография будет отфотошоплена, то, возможно, это было бы и окей, а так, в целом, когда никто из участниц не знает о том, что снимок ненастоящий… Люди смеются над феминистками, и черт возьми, это очень странно вышло. Мне обидно».

По мнению художника Анатолия Осмоловского, считать то, что произошло, акцией нельзя по определению:

«Если человек как-то серьезно на что-то рассчитывает, он иногда делает такие «фотошопы», показывает каким-то своим сторонникам — вот я хочу такое сделать. Таким образом он их вдохновляет, но для акции, конечно, важно непосредственное физическое воплощение, материальное».

Одно ясно наверняка, активное публичное обсуждение акции после ее фактического завершения — одна из целей, которой обычно добиваются активисты. 

Другие выпуски