«Следующий год будет посвящен закрытию YouTube»: Ксения Собчак о поручении Бастрыкина проверить Моргенштерна за слова о Дне Победы
Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил начальнику московского главка СК организовать проверку слов рэпера Моргенштерна о Дне Победы. Рэпер в интервью Ксении Собчак признался, что «не понимает» празднования Дня Победы, на который «до сих пор из года в год тратятся миллионы». Заявление в СК на музыканта написали представители общественной организации «Ветераны России». На слова рэпера о праздновании Дня Победы отреагировали также в Кремле. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков посоветовал Моргенштерну поговорить с его бабушкой или дедушкой. Кроме того Песков выразил уверенность, что певец сделал такое заявление «не по злобе». «Скорее всего, это просто отсутствие знаний, и здесь очень легко эти пробелы ликвидировать», — сказал Песков. Сам рэпер уже извинился за свое высказывания, уточнив, что его неправильно поняли, а его слова были вырваны из контекста. «Ветераны России» в своем заявление просят проверить не только слова музыканта, но и YouTube-канал «Осторожно Собчак» на факт возможной экстремистской деятельности и угрозы национальной безопасности России. Обсудили эти новости с Ксенией Собчак.
Ксения, ожидали ли вы этого, да, такого после высказываний Моргенштерна, когда еще монтировали программу, когда выпускали ее на YouTube, думали ли о последствиях, что в нашем обществе уже любые слова о Дне Победы, да, помните, кстати, опрос про блокаду Ленинграда на нашем Дожде и так далее, могут вызвать такую реакцию?
Слушай, Денис, мне кажется, мы уже живем в такое время, что никогда не знаешь, где долбанет, да, и никогда не понятно, какие именно слова будут признаны экстремистскими и покушающимися на что-то очень важное в нашем государстве. Поэтому честный ответ: конечно, нет. Мне вообще кажется странным, что какое-либо обсуждение праздника Победы может для кого-то явиться стимулом подать заявление в прокуратуру, проводить какую-то проверку и так далее.
Моргенштерн, наверное, имеет же право на какое-то свое суждение, правильное, неправильное, можно спорить на эту тему, можно, наверно, даже было бы организовать какое-то ток-шоу с обсуждением того, как именно нужно праздновать. Но, честно говоря, мне непонятно, почему просто за высказывание какого-либо мнения по поводу того, понимает он или не понимает, как праздновать День Победы, уже такая у нас в обществе реакция. Мне кажется, что это какой-то такой уже признак совсем нездорового общества, хотя уже чему удивляться?
Действительно. Кстати, и канал «Россия 1» сразу это подхватил, начал говорить про скрепы опять же, да, как он так мог, и вообще память, пусть действительно спросит у бабушек и дедушек. Как вы думаете, Ксения, это какая-то такая общая нападка, может быть, даже на вас лично? Не знаю, «Россия 1» как-то вам очень много внимания уделяет, вообще холдинг ВГТРК.
На меня в последнее время много нападок, Денис, как ты успел заметить, поэтому мне не привыкать. В этом смысле мне просто кажется, что это какой-то очень странный подход: если нам что-то не нравится из того, что говорит молодой рэпер, то нужно сразу какие-то заявления в прокуратуру, а Бастрыкин вначале проверял бомжей, как мы помним, за то, что они носки грели у Вечного огня, вот теперь от бомжей перешел на Моргенштерна. Все это крайне странно.
Мне кажется, что если с каким-то незнанием и непониманием важности праздников каких-либо и нужно бороться, то нужно это делать совершенно иначе. Знаешь, был такой совершенно замечательный документальный фильм на фестивале «Кинотавр», может быть, ты его видел, под названием «Холокост». Этот фильм начинался с реальных съемок ток-шоу, где одна из героинь, тоже молодая девочка…
«Холокост ― клей для обоев?», да-да, так он назывался.
Да, на вопрос «Что такое Холокост?» ответила, что это карандаши или что-то, то есть она не знала такого слова, Холокост.
Клей для обоев, да, она так и ответила.
Да, и дальше, собственно, документальный фильм заключается в том, что ее везут в концлагеря и показывают, собственно, что такое Холокост. И на меня этот фильм произвел сильнейшее впечатление, потому что мне кажется, что это правильный способ, если человек чего-то не знает, не понимает, как-то об этом рассказывать. И мне очень жаль, что наша пропагандистская машина заинтересована совершенно не в этом, не в просвещении, не в том, чтобы сделать классную серию документальных фильмов о подвигах в Великой Отечественной войне, а в том, чтобы просто загнобить человека, написать на него заявление и расследовать вместе с Бастрыкиным и целым Следственным комитетом.
Да, Мумин Шакиров, «Холокост ― клей для обоев?», хорошее действительно кино, советую всем зрителям посмотреть.
Ксения, а с Моргенштерном удалось как-то уже обсудить эту тему? Я уже сказал, что он там что-то, извинился в лучших традициях Рамзана Кадырова. Он что-то вам говорил?
Ты знаешь, я ему позвонила, потому что там была фраза в его сообщении по поводу того, что слова были, да, взяты.
Контекст.
Но он пояснил, что у него никаких ко мне претензий нет и что он считает, что с точки зрения того, что мы показали, все было четко отражено. Я ему показала исходники, в общем, он сразу, собственно, сказал: «Нет, у меня вообще нет вопросов, я просто имел в виду, что другие журналисты вырвали мои слова из контекста и расставили акценты по-своему».
Поэтому, мне кажется, он сам находится немножко в шоке, он первый раз сталкивается с таким натиском нашей пропаганды. Я-то не впервой.
Да уж.
Но очень, честно говоря, тревожный звоночек, что те же самые «Офицеры России» теперь говорят о том, что и мой канал нужно закрыть, потому что он экстремистский.
Ветераны, да, ветераны.
Провоцирует, там какая-то удивительная формулировка, что какие-то взгляды, разобщающие общество, я пропагандирую на своем канале. И вот это уже тревожно, потому что мы видели, что происходило с Юрием Дудем, я тоже писала пост поддержки об этом, мы видели, что закрыли мое интервью с Макаревичем, потому что якобы мы тоже там обсуждаем наркотики. Для меня это все ― очевидные признаки того, что за ютубчик сейчас тоже сильно возьмутся.
Возьмутся. Но вы же знаете про Марго Симоньян, которая давно этим занимается, они сейчас могут это вообще раскрутить как повод. Ксения, не дай бог сейчас, да, из-за этого раскрутят, что вообще надо YouTube в России запрещать. Что думаете? Вот опять Собчак во всем виновата, скажут.
Да, сто процентов. Да нет, сейчас, понимаешь, мне кажется, мы уже достигли такого дна, что любую ситуацию можно раскрутить, и нужно точно понимать, что следующий год будет посвящен тому, чтобы закрыть YouTube. Я в этом абсолютно уверена, я считаю, что это такая следующая цель, потому что всех уже иноагентами объявили, и вот остался этот неконтролируемый такой островок свободы, где независимые люди по рекламной модели выпускают что-то, что государство и Маргарита Симоньян не могут контролировать. Это, конечно, всех страшно бесит, поэтому, к сожалению, я думаю, что следующий год ― это будет год того или иного предлога по закрытию YouTube.
Пишут нам зрители в YouTube: «Не надо было ему извиняться». Пишут: «К Собчак много вопросов, конечно, но она делает все правильно». Вот так вот, видите как. Ксения, последний вопрос задам, вообще без каких-то подробностей, просто как вы себя сейчас чувствуете после этой аварии?
Уже ничего, хорошо. Первую неделю ходила в таком ошейнике, было не очень удобно передвигаться. Сейчас уже все хорошо, все нормально. Уже в рабочем режиме.
Не мучают они? Следователи эти больше не мучают?
Слушай, это вообще какая-то странная история, потому что сегодня прислали повестки, собственно, Кириллу и Лене, которые были вместе со мной в машине. Но их почему-то с удовольствием решили опрашивать в Москве, и только для меня такая честь, что нужно обязательно человека сгонять в Сочи для того, чтобы повторить ровно все то, что он уже говорил.
Все остальное ― это фейки, но это тоже какая-то такая заказуха по телеграм-каналам, потому что никаких вообще ни очных ставок, никаких требований о переносе дат ― всего этого не было, это просто какая-то дезинформация, непонятно зачем запускаемая.
Будем надеяться, все будет хорошо и YouTube все-таки не закроют, будем продолжать смотреть ваши интервью.
Я очень надеюсь.
Спасибо, Ксения! Удачи!
Фото: инстаграм Ксении Собчак