Родители детей, которые заразились дизентерией в московских детских садах, дошли до суда. 25 марта рассматривали их иск к мэрии Москвы и компании «Конкорд» Евгения Пригожина, которая занимается поставками еды в детские учреждения Москвы. Родители требуют у комбината Пригожина компенсации морального вреда после массового заражения. На заседании работала наш корреспондент Анастасия Михайлова.
25 марта в суде было многолюдно — на заседание приехали родители отравленных детей. Их направляла юрист ФБК Любовь Соболь. Именно ее расследование привлекло внимание общественности и политиков. В огромных хозяйственных сумках истцы принесли сотни документов — медицинские выписки, справки, чеки и ответы из официальных органов.
Обращение Валентины Еремеевой, чья дочь отравилась в декабре 2018: Здравствуйте, меня зовут Еремеева Валентина. Моя дочь, Еремеева Алена, воспитанница детского сада 1547 дошкольного образования №1. 20 декабря я отвела ребенка в детский сад. Около 23 часов вечера моему ребенку резко стало плохо. У нее начались судороги, поднялась резко температура до 41 градуса, посинели ногти на руках и ногах. Я не могла сбить температуру никак.
Как оказалось, в детских садах и школах отравились 127 детей. Эту цифру официально называет Роспотребнадзор. Но до сих пор никто не назвал ни причину отравления, ни виновных.
Хотя компания, которая организовывает питание в школах и садах, всем известна — это комбинат питания «Конкорд», аффилированная с так называемым «придворным поваром» Евгением Пригожиным. Кроме банкетов президента, Пригожин организовывает питание в армии, школах, детских садах, а еще его связывают с легендарной группировкой наемников — «ЧВК Вагнера».
Цитата из ролика Алексея Навального: Он [Пригожин] уже много лет обладает эксклюзивным правом на поставку продовольствия в школы московские и детские сады. И много на эту тему было скандалов и разборок. А тут он просто траванул сотни детей, причем не просто «немножко», а дизентерия — опасное заболевание.
Столичный Роспотребнадзор в феврале назвал ответственную компанию — и это не «Конкорд», а липецкий завод «Чеплыгин Молоко», якобы именно там была закуплена некачественная продукция. Впрочем, сам завод и местный губернатор эти обвинения отрицают.
Любовь Соболь, юрист ФБК: Как выяснилось сегодня на судебном заседании, буквально голосом представителя «Конкорда», у них даже нет прямого договора с «ЧаплыгинМолоко». Есть договор через посредника на поставку какой-то продукции. Насколько мне известно, сейчас мы пытались собрать, и я, и родители пытались собрать информацию о вине «ЧаплыгинМолоко». В настоящий момент нет ни одного документа, ни одного нигде не опубликовано, вообще невозможно было получить о том, что именно «ЧаплыгинМолоко» является виновником. То есть, нет никакого анализа либо их продукции, либо из сотрудников этого предприятия, который бы выявил заболевание шигеллеза.
Вот 25 марта в суде представители «Конкорда» просили привлечь компанию «ЧаплыгинМолоко» как соответчика. Пока иск заявлен к столичному департаменту образования и науки, школам, детским садам и «Конкорду». Суд решил пригласить комбинат на заседание, но пока в качестве третьего лица.
Диляра Дудяраева, мать пострадавшей: Кто виноват в отравлении? Виноваты все. Во-первых, потому что все пытаются снять с себя ответственность эту — я считаю, что виноваты все. Они начинают говорить: «о, это посредник», «этот то, этот се», «это не мы творог производим», это «Чаплыгин», на который они это пытаются спихнуть, эту вину, на ООО «Чаплыгин», на творог.
Дочери Диляры Ярославе пять лет. Уже два с половиной месяца ребенок сидит на жесткой диете, которую с трудом выдержал бы даже взрослый, и мучается от болей. А врачи в государственных клиниках утверждают — у ребенка инфекция, а не отравление.
Диляра Дудяраева, мать пострадавшей: В поликлинике — мы здоровы, в больнице — у нас ротавирус, в платной лаборатории — у нас шигелла. Сейчас иногда ребенок ходит в туалет с некоторыми болями, но уже полторы недели она себя более-менее чувствует. Все эти два месяца — январь, февраль и пол-марта — она, скажем так, ходила со слезами на глазах в туалет, потому что ее мучили сильные боли. Вот такие последствия у нас оказались.
Установить виновных и добиться правды родители пострадавших теперь надеются в суде. Процесс продолжится через две недели — 8 апреля.
Фото: Сафрон Голиков/Коммерсантъ
*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.