Китай рвется в русскую Арктику

15/05/2013 - 23:38 (по МСК) Михаил Зыгарь, Лика Кремер
Поддержать ДО ДЬ
В Швеции прошло заседание Арктического совета, в который входят восемь стран, в том числе и Россия. Главная цель – поделить Арктические богатства. Но если раньше претендентов на них было немного – только те государства, у которых есть выход к Северному Ледовитому океану, то теперь в битву за Арктику включились и очень неожиданные участники. Например, Китай, который, мягко говоря, сложно назвать арктической страной. 

Сегодня в шведском городке Кируна собрались министры иностранных дел из пяти скандинавских стран, США, Канады и России. Именно эти страны решили создать Арктический совет еще совсем недавно – в 1996 году. Тогда на первом плане была экология арктического региона, но сегодня похоже дела обстоят иначе. Об этом говорит хотя бы тот факт, что интерес к совету все больше проявляют страны, которые к Арктике никакого отношения не имеют. Раньше в качестве наблюдателей в совете было несколько европейских стран, и вот сегодня было решено предоставить аналогичный статус азиатам. К совету присоединились Китай, Япония, Южная Корея, Индия и Сингапур. Так же наблюдателями стали итальянцы. Казалось бы: где Индия, где Китай, а где Арктика. Но все объясняется довольно просто.

Глобальное потепление приводит к тому, что ледяная шапка на Северном полюсе становиться все меньше, открывая новая возможности для развития экономики. Во-первых, все более реальной становиться добыча углеводородов на арктическом шельфе. Эта тема сейчас на слуху. На наших глазах разворачивается схватка «Газпрома» с «Роснефтью» за право эти месторождения разрабатывать. Азиатским странам, конечно, важно быть в курсе этого процесса, потому что, скорее всего, именно они будут основными потребителями арктической нефти и газа. Но интересует их не только это. Пожалуй, даже более важный для них объект интереса – это Северный морской путь.

Если вы путешествуете из Лондона в Иокогаму, то ваш путь лежит через Суэцкий канал. Это около 21 тысяч километров и чуть больше месяца в пути. Именно таким путем сегодня осуществляется три четверти грузооборота между Европой и Азией. Через Суэцкий канал ежегодного проходит около 300 миллионов тонн грузов, на чем Египет зарабатывает около 5 миллиардов долларов в год. Но гораздо быстрее из Лондона в Иокогаму плыть совсем другим путем – через север, по Северному морскому пути. Здесь расстояние всего 12 тысяч километров, экономия времени больше 10 суток. Мало того, даже из США такой путь совсем чуть-чуть, но все-таки короче, чем привычный ныне маршрут через Панамский канал и весь Тихий океан. Но это еще не все.

Суэцкий канал страшно перегружен. Для того, чтобы его пройти, нужно отстоять очередь, нужно заплатить за проход через него, наконец, далеко не все суда могут через него пройти. Некоторые современные супертанкеры настолько велики, что попросту не пролезают через узкий канал. И с годами ситуация становиться все тяжелее, потому что грузооборот между Европой и Азией постоянно растет. И сегодня, когда льды на севере активно тают, в удачные годы навигация может быть целых полгода, с июня по ноябрь; а прошлым летом ледовая шапка ушла за 80-ю параллель, то есть севернее Земли Франца Иосифа. Это вообще невиданная раньше история. Так вот теперь Северный морской путь все больше выглядит реальной альтернативой, более дешевой и быстрой, чем путь через Суэц. Это очень хорошо понимают те же китайцы.

И не только понимают, но и делают. Недавно состоялась так сказать, разведка боем: китайский ледокол под красивым названием «Снежный дракон» совершил впервые в истории Китая прошел весь Северный морской путь.

В России это тоже понимают. Бум эксплуатации Арктики пришелся на 1970-1980-е годы, когда в Советском Союзе в большем количестве строились атомные ледоколы. Грузооборот тогда доходил до 6,6 миллионов тонн. В 1990-е годы все прекратилось, и перевозки упали в 5-6 раз. Но в последние годы ситуация начала исправляться. В 2009 году было два первых коммерческих транзитных рейса, в прошлом – уже 46. Динамика положительная, но все равно это пока очень мало. Для того, чтобы этот путь стал реально действующим, понадобиться еще очень много работы.

Вячеслав Конешов, замдиректора Института физики Земли: Это и дежурство ледоколов отчасти, и обеспечение ледовой обстановки – не все можно видеть по спутнику. Это и радиосвязь, потому что радиосвязь в высоких широтах очень неустойчивая. И вопросы случаев, если у нас произойдет непредвиденная ситуация, это вопросы спасения. Помимо этого еще и карты, навигационное обеспечение, включая радиомаяки, световые маяки и т.д.

Пока, впрочем, больше административной работы. Недавно была создана госорганизация «Администрация Северного морского пути», такая же была в Советском Союзе. Из реальных дел – заложен новый порт Сабетта, через него должны будут экспортировать сжиженный газ с гигантских месторождений на Ямале. Для того, чтобы все это заработало, нужны гигантские деньги. 

Алексей Безбородов, гендиректор агентства Infranews: Для того, чтобы торговать Северным морским путем, как Египет торгует Суэцким каналом, Россия должна внести как минимум 20-30 млрд долларов в береговую охрану  и прочее. Сам по себе Северный морской пункт без хотя бы 10 пунктов и какого-то большого количества людей, которые там будут работать, практически бессмысленен.

Действительно, 30 млрд долларов – огромные деньги, но и это еще не все: еще нужно построить целый флот специальных кораблей, которые смогут пройти через льды. Пока их совсем немного. Если все это случится, то где-то к 2030-2040 годам по оптимистичным прогнозам грузооборот по Северному морскому пути может достигнуть нескольких десятков миллионов тонн, а это уже значительная доля – примерно четверть или треть того, что проходить через Суэц. Тогда, может быть, мы сможем компенсировать хотя бы часть тех расходов, которые несут российские туристы на египетском побережье.

Другие выпуски