Кипр офшорный. Где прописаны миллиарды российских олигархов
Кипр занимается воровством. Примерно в таких выражениях сегодня российские власти отреагировали на решение острова наложить единовременный налог на счета в местных банках. Владимир Путин уже назвал эту идею несправедливой, Дмитрий Медведев – «конфискацией чужих денег», а министр финансов Антон Силуанов пообещал пересмотреть условия ранее выданного киприотам кредита.
Все это можно объяснить тем, что именно россияне станут основными жертвами нового налога. Причем речь не только о российских гражданах, имеющих счета в кипрских банках, а скорее даже о крупнейших – российских компаниях, значительная часть которых принадлежит кипрским юрлицам. Островную прописку российского бизнеса проверил наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.
Пархоменко: Если вам кто-нибудь скажет, что Россия - один из крупнейших в мире производителей стали и цветных металлов, можете смело ответить этому человеку, что он вас обманывает. На самом деле таковым является Кипр, несмотря на то, что на острове нет ни одного месторождения железной руды. Ведь формально именно на Кипре находятся компании, которые владеют крупнейшими российскими металлургическими комбинатами.
Хорошо известный российским туристам город Лимассол на набережной архиепископа Макариоса, в доме №284 зарегистрированы две компании, одна из них Montebella Holdings. Через них «Интеррос» Владимира Потанина владеет долями в крупнейшем мире производителе цветных металлов «Норникеле». Неподалеку находится офис компании Gallagher Holdings Ltd, через которую Алишер Усманов владеет 50% компании «Металлоинвест» - одного из крупнейших производителей стали в нашей стране. Тут же рядом компания, которой принадлежит небольшая доля «Северстали» Алексея Мордашова. На улице Омероу, 20 находится компания Globaltrans Investment PLC, которой принадлежит крупнейшая в нашей стране транспортная компания Globaltrans.
На набережной Макариоса III, 199 зарегистрированы еще две компании, через которые Виктор Рашников владеет «Магнитогорским металлургическим комбинатом».
В Никосии на улице Дементиуса нашлось место для еще одного кусочка «Норникеля», которым владеет уже Олег Дерипаска. На улице Агиу Павлу расположились офисы компании, которым принадлежат остальные 50% «Металлоинвеста». Неподалеку, на улице Василиса Фредерикиса, 20 находится офис компании Fletcher Group Holdings – через нее один из богатейших людей России Владимир Лисин владеет 85% акциями «Новолипецкого металлургического комбината».
Архиепископ Макарий III для киприотов – примерно то же самое, что для россиян Владимир Ленин. По крайней мере, в каждом городе на острове найдется улица его имени. И в городе Никосия она есть. На ней расположен офис компании SWGI Growth Fund Cyprus Limited, которой принадлежит крупная доля компании «Новатэк» Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко, крупнейшему в России независимом производителям газа.
Ларнака – столица российских удобрений, здесь расположены офисы сразу четырех компаний, которым принадлежат крупные доли в одном из крупнейших в мире производителе калийных удобрений «Уралкалий». В общей сложности, 19 млрд. долларов российских денег, по подсчетам компании Moody’s, находится сейчас на Кипре. И если ставки налогов, которые сейчас обсуждаются, будут приняты завтра на голосовании кипрского парламента, российские граждане и компании заплатят около 2 – 2,5 млрд. долларов, чтобы спасти Кипр от дефолта. Спасти имеет смысл, потому что если дефолт наступит, возникнут проблемы с долгом кипрских компаний, на самом деле, российских, зарегистрированных на Кипре. Российским банкам они должны от 40 до 60 млрд. долларов, что гораздо более серьезная сумма, чем два миллиарда доллара, которые нам придется заплатить.