Капитан «Арктик Санрайз» Питер Уилкокс: «Самым трудным было сидеть и не знать, что происходит вокруг, что тебя ждет»

25/11/2013 - 13:48 (по МСК) Мария Макеева

Капитан Судна «Арктик Санрайз» Питер Уилкокс, пожалуй, самый опытный и самый известный член экипажа, штурмовавшего «Приразломную». Он участвовал во многих громких акциях «Гринписа», в том числе он был и на судне «Рейнбоу Вориор», которое стало печально известно после операции французских спецслужб. В 1985-м году этот корабль участвовал в акции против французских ядерных испытаний в Тихом Океане, так его просто подорвали. Операцию осуществила французская разведка. Тогда погиб фотограф «Гринписа», для французских военных чинов это кончилось скандалом и отставками. В интервью Дождю Питер Уилкокс поделился своими впечатлениями о российской тюрьме, а также рассказал об иерархии среди команды корабля «Арктик Санрайз».

Питер Уилкокс:  «Конечно, российская тюрьма – не самое приятное место. Но никто и не ожидал, что это курорт. Если бы еще в Мурманске мы знали, что будем сидеть 2 месяца, а потом нас выпустят, то все было бы по-другому. А так самое трудное было сидеть и не знать, что происходит и что тебя ждет. Не знать, что нас скоро обвинят в пиратстве. Трудно было ощущать себя оторванным от событий и изолированным. Но с другой стороны я надолго запомню многие мелкие добрые поступки, которые люди совершали для меня в тюрьме. Я встретил много действительно хороших людей, пока сидел.

Раньше меня арестовывали в Турции, на Филиппинах, в Перу, в Дании, возможно, я забыл какие-то другие случаи. Аресты, конечно, случаются. Но до этой акции я никогда не проводил в тюрьме больше одной ночи. Мы всегда знаем, что мы рискуем, но мы относимся к этому как к части нашей работы. Но для всех нас обвинения в пиратстве стали большой неожиданностью. Мы абсолютно этого не ожидали. Я уже участвовал в акциях на территории России в 1983 и в 1995 году. И мне казалось, что я понимаю, на что иду, и какие могут быть последствия. Но к такому повороту никто из нас не был готов.

Не думаю, что в том, чтобы быть капитаном судна «Гринпис» есть что-то особенное. Когда ты член команды корабля – ты уже являешься активистом просто по определению. На корабле мы все равны, потому что все мы верим в те цели, которые преследует Гринпис. Будь то Спасение китов, прекращение выброса токсичных отходов в странах третьего мира, приостановление ядерной энергетики, или борьба с потеплением климата – мы всегда верим в то, что мы делаем.

В 1967 году ребенком я был в детском лагере на территории Советского Союза – в Артике. Главное что я запомнил – это люди, которые походили ко мне, когда узнавали что я американец и говорили, мы хотим мира. Мы вас не ненавидим, вы нас тоже не должны ненавидеть. Это было очень откровенно. Когда я вернулся в США. Я всем рассказывал об этом. Были времена, когда между нашими странами были очень трудные отношения, но на самом деле этого просто не должно быть».

Другие выпуски