От Чечни до Сибири: как ИГ воюет с Россией
Запрещенная в России организация «Исламское государство» взяла на себя ответственность за нападения на полицейских в Дагестане. Похожие нападения со стороны предполагаемых исламских радикалов происходят не только на Кавказе. В последнее время ИГИЛ берет на себя ответственность за акции и в центральной России.
Евгения Котляр разбиралась, как расширяется зона террористической активности, и насколько она связана с ИГИЛ.
Боевики ИГИЛ взяли на себя ответственность за убийство как минимум четырех полицейских в двух вчерашних атаках в Дагестане. / Верховный суд РФ признал ИГИЛ террористической организацией. Ее деятельность на территории РФ запрещена. /
Помимо нападения на трассе, неизвестные обстреляли пост полиции в городе Кизилюрт. Официальных сообщений о погибших там не было, а телевидение Дагестана уже отчиталось о нейтрализации боевиков, в том числе главаря банды, в Шамильском районе.
Атак «Исламского государства» в Дагестане только в этом году пять. В феврале взорвался смертник, погибло двое, восемнадцать ранены. В марте в разных местах были подорваны полицейские автомобили. В мае в Дербенте при проверке многоэтажного дома по сотрудникам был открыт огонь ― двое погибло, пятнадцать раненых.
Двойное нападение произошло вчера. Сами террористы сказали о четырех убитых полицейских.
Григорий Шведов, главный редактор интернет-СМИ «Кавказский узел»: Я думаю, что на текущий момент мы можем доверять сведениям об ответственности «Исламского государства». Пока никаких громких атак, слава богу, мы не видим, каких-то сложных спецопераций. Наоборот, атаки, которые мы видим в последнее время, скорее отличаются привкусом любительских, плохо спланированных ad hoc атак, как, например, атака в Грозном, когда мы видели, что атакующие боевики даже не имели оружия.
Одной из спецопераций руководил лично Рамзан Кадыров. Вечером 17 декабря в Грозном произошли столкновения боевиков ИГИЛ и полицейских. В городе ввели план-перехват. Полицейский пытался остановить машину с преступниками, но она сбила сотрудника. Эти кадры попали на видео.
18 декабря Рамзан Кадыров сообщил о ликвидации пятерых боевиков. Последний бой проходил на окраине Грозного. В результате этого нападения погибло четверо полицейских. Руководил боевиками Саид-Ибрагим Исмаилов. По информации «Интерфакса», он был завербован и получал информацию по интернету из Сирии. 20 декабря ИГИЛ взяли на себя ответственность за нападение.
Но не только в Дагестане и Чечне происходят события, за которые ИГИЛ берет ответственность. В октябре в Нижнем Новгороде, третьей столице России, были убиты двое якобы боевиков ИГИЛ. Полицейская проверка Daewoo Nexia закончилась перестрелкой. Сотрудники полиции не пострадали, погибли двадцативосьмилетний Игорь Даурбеков и двадцатидвухлетний житель Кыргызстана Икромилин.
Тогда Дождь разыскал родственников одного из убитых. «На стройке у мужа не всегда была возможность работать, не всегда была работа. Он очень счастлив был, что предоставили работу, квартиру. Дизайнерский проект какой-то делать, он сказал», ― рассказала жена Игоря Анна Даурбекова. «Мой муж ездил в Египет для изучения арабского языка. Он хотел научиться читать Коран на арабском. Он научился, действительно читал Коран, начал учить сына арабским буквам, но, к сожалению, не успел этого доделать».
В августе ИГИЛ брали на себя ответственность за нападение на пост ДПС в Подмосковье. Два сотрудника полиции получили тяжелые ранения, двое нападавших были убиты на месте.
Сообщения о том, что задержаны предполагаемые вербовщики ИГ, регулярно приходят из Санкт-Петербурга, Сургута, Тюмени, Твери, Самары, Иркутска и Саратова. Местные службы безопасности и ФСБ отчитываются о задержаниях и арестах. Действительно ли все эти случаи ― реальные боевики ИГИЛ, или отчеты ФСБ и сюжеты местных телекомпаний ― всего лишь бой с тенью, до конца не понятно.
Некоторые местные СМИ в исламистскую версию не верят: «Подсудимые заявляют о своей полной невиновности, настаивая на том, что стали жертвами своего бывшего работодателя, который задолжал им крупную сумму и, чтобы избавиться от долга, сдал их полиции».
Но очевидно одно ― практика «Исламского государства» брать на себя ответственность за нападения на российских стражей порядка и военных стала актуальна не только на Северном Кавказе.
Фото: AP Photo