«Пока моя жена находится в тюрьме, я не покину страну»: первое интервью журналиста Игоря Ильяша после освобождения из СИЗО
В Беларуси возбуждено более четырех тысяч уголовных дел, связанных с экстремизмом и терроризмом. Как заявил генеральный прокурор Беларуси Андрей Швед, «прокуроры занимают принципиальную позицию, и с учетом обстоятельств дела виновные, как правило, привлекаются к строгой уголовной ответственности». Очевидно, что абсолютное большинство из фигурантов этих дел — участники акций протеста. Тем временем на свободу вышли несколько журналистов из числа тех, кого арестовали во время серии обысков, устроенных в Беларуси у сотрудников СМИ 16 июля. Это Инна Студинская и Олег Груздилович, а также журналист телеканала «Белсат» Игорь Ильяш. Подробности о своем аресте он рассказал в эфире Дождя.
«В ИВС на Окрестина, где я находился эти 10 дней, целенаправленно создаются невыносимые условия для политзаключенных, для тех, кто идет по политическим делам. Им не выдаются матрасы, они спят на голых досках, используя в качестве подушки просто пластиковую бутылку с водой. Свет в камерах не выключается 24 часа в сутки, в некоторые дни устраиваются ночные проверки — например, в два, потом в четыре часа ночи. То есть делается все для того, чтобы люди просто не могли спать вообще, хотя и в принципе спать на голых досках очень проблематично. Кроме того, для политзаключенных запрещены передачи, их просто не выдают им, и их не водят в душ. То есть условия, которые создаются для политических заключенных на Окрестина, конечно, можно приравнивать, в определенном смысле, к пыткам», — рассказал журналист.
Ильяша задержали по статье 342 УК Беларуси — «организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них». Он отмечает, что с 2020 года данная статья активно применяется к противникам действующего режима, участникам мирных протестов. Ранее по этой же статье на два года лишения свободы была осуждена супруга Игоря Ильяша, журналистка Катерина Андреева. После того, как Ильяш был задержан, а в его квартире проведен обыск, был также перехвачен его телеграм-канал, в котором журналист писал аналитику по актуальным событиям в стране. «То, что происходило со мной — это, конечно, очевидный акт устрашения для независимой прессы, для гражданского общества», — добавил он.
Фото: Белсат TV
По решению Минюста «Радио Свобода» включено в реестр СМИ, выполняющих функцию иностранного агента