Горностаевая моль уничтожает иркутские яблони
Вертинская: Как это выглядит: стоят абсолютно мертвые деревья, окутаны паутиной, в этой паутине кишат черные гусеницы, которые периодически падают на прохожих. Если яблони растут рядом с домами, гусеницы заползают и в квартиры.
Началось все с Иркутска – областной центр больше всего пострадал от моли. Два года подряд (а кто-то говорит, что и три года) иркутские власти не могут справиться с этой напастью. В 2013 году администрация выделила более пяти миллионов рублей на обработку деревьев. Кустарники и деревца трижды поливали разными растворами. Говорят, что эффект от этих средств есть, но он не очевиден. Мэр города в одной из социальных сетей написал даже обращение к иркутянам: мол, это эпидемия, наверное, надо деревья вырубать и заменять чем-то другим.
Пока есть печальный, но опыт, борьбы с вредителями в Иркутске. Чиновники и депутаты соседних с Иркутском пораженных молью районов только начинают обсуждать эту проблему. Что делать с червяками? Закладывать ли деньги в местные бюджеты на 2014 год и сколько нужно на профилактическое опрыскивание?
Я разговаривала об этом с депутатом думы города Шелехов Валерием Постниковым, по его инициативе этот вопрос обсуждали на очередном заседании. Выяснилось, что в бюджете есть только 200 тысяч рублей на борьбу с вредителями, причем 100 тысяч из них уже освоили – одну обработку провели. Второй раз хотели обрызгивать деревья осенью, но уже сейчас моль интенсивными темпами распространяется по городу. Валерий Постников сказал также, что у них еще проблема в том, что полгорода – частный сектор. Как там проводить обработку, они не знают.
Похожая ситуация еще и в Иркутском, Ангарском, Усольском районах Иркутской области. Региональные власти пока никак не реагируют на происходящее, хотя, наверное, пора бы уже брать ситуацию под контроль.
И еще хочу добавить, что горностаевая моль – насекомое-мигрант. Предполагают, что вредителей завезли в Приангарье торговцы фруктами и овощами из Казахстана и Юго-Восточной Азии. Чиновники Иркутска говорят, что это стало возможным, так как фактически отсутствует фитосанитарный контроль. Мэр Иркутска Виктор Кондрашов уже заявил о том, что необходимо обратиться в региональное правительство, в законодательное собрание, чтобы инициировать вопрос о создании такой службы по России с отделением в Иркутске.