Главред «Кавказского узла» Григорий Шведов: купаться в Черном море сейчас опасно для здоровья

23/02/2014 - 19:02 (по МСК) Юлия Таратута

Пока одни празднуют победу в Сочи, другие бьют тревогу по поводу экологии в городе. Как сообщает «Кавказский узел», в Сочи канализационные стоки без очистки попадают в море, поскольку не работают очистные сооружения. В студии ДОЖДЯ – Григорий Шведов, главный редактор интернет-издания.

Таратута: Расскажите про ужасную, по мнению вашего издания, экологическую ситуацию в триумфальном Сочи.

Шведов: В конце 2013 года, в декабре, Олимпстрой сдал гигантский перечень объектов, и никто пока не знает, в каком они находятся состоянии. «Кавказский узел» не особенно следит, в каком состоянии находятся спортивные объекты. Но нас особенно интересовало, в каком состоянии находятся объекты инфраструктуры – а мы помним, как много говорилось, что Олимпиада развивает инфраструктуру, и в первую очередь не дороги, а канализацию, потому что с канализацией в Сочи проблема была давно. Как нам удалось выяснить из разных источников и перепроверить эту информацию, включая даже официальные источники, ситуация выглядит следующим образом: еще в сталинские годы были построены очистные сооружения, которые, естественно, в городе Сочи пришли в негодность, и на их смену должны были прийти новые сооружения. На бумаге это состоялось, а на деле, похоже нет. На текущий момент, как свидетельствуют экологи, сотрудники водоканала, эпидемстанции, действительно, большой объем, не менее 50 тысяч кубометров неочищенных масс, выбрасывается в море.

Таратута: Я правильно понимаю, что ситуация усугубляется масштабной инфраструктурой, появившейся в Сочи? До Олимпиады такого не было, а сейчас строительство и появление всего-всего привело к ухудшению ситуации.

Шведов: Конечно. До Олимпиады была устаревшая, плохая, но работавшая очистная станция в центральном районе. Сейчас, поскольку надо было к сроку, как обычно у нас, к определенным датам сдать объект, их сдали и сдали в ненадлежащем состоянии новую станцию, которая должна была ее заменить. Как нам представляется, новая станция вообще работает не в полной мере, поэтому она не может вообще очищать все то, что нужно очищать. Более того, старая станция в какой-то мере, видимо, используется. Конечно, новые высотки, которые поставлены в том же месте – как они работают, что там с канализацией? Даже официально власти признавали проблему нелегальных подключений к ливневкам, канализациям. А что с этим сделано? Мы видим, что с этим ничего не сделано. Мы не видим никаких разбирательств. Суды были некоторые по поводу незаконно принятых объектов. Сочи уже больше не курорт климатический, а нагромождение высоток. Осталось много парковой территории, но гораздо меньше, чем если посмотреть на фотографии десять лет назад.

Таратута: Если Сочи преобразился, любой человек, который бывал в Сочи до Олимпиады, будет счастлив, поскольку сохранять исконный вид города – не главная задача.

Шведов: Но посетитель, например, с удовольствием в летние месяца обходил через Платановые аллеи, которые вырублены сейчас, и на их месте сейчас дорога-дублер. Кроме туристов есть жители, и в Сочи много людей, которые приехали туда из Сибири, Дальнего Востока, с центральной России, и они приехали не в тот город, который мы видим сейчас. Речь сейчас о том, что мы с вами беседуем в конце февраля. Мы знаем наш российский народ, как рано люди любят начать купаться. Мы понимаем, что сезон может начаться в течение ближайших месяцев. Это просто будет опасно для жизни, в первую очередь, для детей, потому что мы знаем, что эта информация замалчивается, но люди заболевали, просто купаясь в море, потому что те инфекции, которые там есть, к сожалению, никем даже не мониторятся. Нет никакой гласной работы, лаборатории, которые анализируют воды и могут предупреждать людей, что сейчас купаться не стоит.

Таратута: Ваш текст вышел к финишу Олимпийских игр, когда все празднуют. Вы понимаете, что вас немедленно сейчас обвинят, что вы хотите испортить стране праздник?

Шведов: Мы не ориентируемся на возможные обвинения. «Кавказский узел» много пишет, у нас есть Олимпийская страница, о тех спортивных достижениях, которые в городе есть. Я был в Сочи недавно, и публикация связана с этим, мне докладывали источники в последние дни. Мы именно сейчас должны обратить внимание. Если нужно выделять новые деньги, пусть выделяют. Сейчас, пока Олимпиада не прошла, пока еще будет Паралимпиада, нужно обратить внимание, в каком состоянии. Речь же не идет об уничтожении древнего памятника ЮНЕСКО. Это все можно исправить. Но на это нужно обратить внимание сейчас. Я лично делал материал в Красной Поляне в ноябре, где местные жители жили на березовой аллее, которая была полностью разрушена. Я с удовольствием наблюдал, что сейчас, в феврале, она приведена в божеский вид. Мы обязательно об этом напишем. Я считаю, что указывать на эти проблемы можно не думая о том, идет Олимпиада, торжественный момент или нет. Важно, что это можно исправить, и наши эксперты говорят, как это исправить. Есть экологи, которые поясняют, что можно сделать, что должна сделать администрация города, водоканал. Я считаю, что должна быть госкомиссия, которая посмотрит на те акты передачи, и наши чиновники должны побеспокоиться, потому что лично Медведев, насколько я понимаю, подписывал постановление о передаче разных объектов. Мы говорим не про санно-бобслейную трассу. Мы говорим просто про объекты, которые могут нанести вред здоровью жителям города, туристам. Время еще есть, но его не так много, а сколько это стоит, мы пока даже понятия не имеем, потому что этой проблемой никто не озабочен.

Другие выпуски