«Глава фронды новой Европы»: почему Польша требует военные репарации у России и Германии

25/08/2017 - 19:14 (по МСК) Ольга Гладышева
Поддержать ДО ДЬ

Польша все чаще попадает в международные новости. Теперь премьер-министр страны Беата Шидло заявила, что Варшава имеет право на немецкие репарации за ущерб, который стране нанесла Германия во время Второй мировой войны. Суммы исчисляются миллионами евро,  ранее заявлял Ярослав Качиньский — брат погибшего бывшего президента Леха Качиньского. Заплатит ли Германия — разбиралась Ольга Гладышева.

Жертва Второй мировой, ущерб которой не был возмещен. Это официальная позиция премьер-министра страны — Германия должна заплатить за потери Польши во время войны. Сколько, решит бюро Сейма, которое сейчас проводит анализ, есть ли основания требовать от немцев репарации.

Впервые в этом году требования о выплате репараций прозвучали еще в июле. Об этом заявлял Ярослав Качиньский — брат погибшего бывшего президента Леха Качиньского, а также председатель правящий партии.

За время войны Польша потеряла более 6 миллионов человек (а это пятая часть всего населения страны), сотни тысяч поляков были вывезены на работы в Германию. Однако в немцы с ответом не затягивали: в Германии этот вопрос закрыт – в 1953 году с согласия руководства Польша от репараций отказалась.

«Это неправда, что польское государство отказалось от причитавшихся ему немецких военных репараций. Это советская колония, именуемая Польской Народной Республикой, отказалась от части репараций», — считает министр обороны страны Антоний Мачеревич.

​В начале августа, когда эта международная дискуссия только начиналась, в Польше отмечали трагическую дату — «Восстание против Гитлеровских оккупантов». Летом 44 года под оккупацией Германии тысячи жителей Варшавы поднялись против власти. Восстание, которое длилось 63 дня, унесло жизни 200 000 человек.

В начале недели польские СМИ узнали, что в стране готовят и другой законопроект — о военных репарациях, но не с Германии, а с России. Дело в том, что в счёт репарационных выплат советские власти вывезли из оккупированной зоны 3 тысячи заводов, 340 тысяч станков, 200 тысяч электромоторов и 96 электростанций, а Польша получила около тысячи предприятий, но финансовых компенсаций не последовало. Поэтому Россия тут рассматривается как правопреемник Советского Союза (государство-оккупант), которое не выплатило Польше положенную сумму. Однако юридически, процесс оценки положенных Польше репараций запущен только в отношении Германии.

«Немцы стараются обходиться с поляками очень осторожно и очень дипломатично. Во-первых, постольку поскольку Польша нем сосед, очень крупная страна, страна пострадавшая вместе с Россией в наибольшей степени от немецкой агрессии, тут десятки факторов. Во-вторых, Польша – глава фронды такой новой Европы, (как сказал когда-то американский президент Буш), которой в отличие от Старой Европы больше тяготеет к жесткости в отношении России, больше тяготеет к проамериканской, пронатовской и вообще больше такой подамериканской находящейся позиции. Поэтому очень сложный и запутанный клубок взаимоотношений», — рассказал ведущий сотрудник НИИ мировой экономики и международных отношений имени Примакова РАН Александр Кокеев.

И, действительно, у Польши есть свои претензии ко многим европейским странам — с Украиной по поводу Катыни, с Россией — погибший президент и наследие советского союза, с Германией — военные репарации. Президент Франции Эмманюэль Макрон сегодня раскритиковал Варшаву за курс на самоизоляцию и неготовность к компромиссам в вопросе о трудовых мигрантах.

Фото: Kacper Pempel / Reuters

Другие выпуски