Генпрокуратура проверит НКО, где выступал Аркадий Дворкович

06/03/2013 - 18:09 (по МСК) Никита Белоголовцев

Кажется, в правозащитных организациях начались проверки, которых ждали после принятия скандального закона об иностранных агентах. Пока эти проверки не связаны со статусом агентов.

 

Речь идет о налоговой службе, вместе с которой московские прокуроры должны проверить десятки некоммерческих организаций. Формулировка такая – «на предмет исполнения действующего законодательства». В частности, заинтересовались Московской школой политических исследований.

Проверки прокуратура проведет вместе с Федеральной налоговой службой и Министерством юстиции. Об этом сообщает правозащитная ассоциация «Агора», к которой обратились руководители российских некоммерческих организаций. Причем, по словам руководителя ассоциации Павла Чикова, это не следствие начавшего работать закона об НКО. Потому что тогда проверку должны были инициировать в Министерстве юстиции, а не в генпрокуратуре, которая исполняет поручения администрации президента. Подобные проверки уже проходили в 2010 году, тогда например, вечером Московскую Хельсинскую группу попросили предоставить утром следующего дня предоставить огромное количество документов.

Павел Чиков, председатель правозащитной организации Агора: Тогда проверки ничем серьезным для организации не закончились. Не было там ни одного предупреждения, каких-то серьезных взысканий, не было ни одного судебного процесса в связи с теми проверками. Это была какая-то кампанейщина в чистом виде. Как это будет сейчас, сказать трудно, но, по крайней мере, исходя из того, что проверки комплексные с привлечением специалистов Министерства юстиции и налоговой службы, это как бы более серьезный подход. Это может означать, что будут детали содержательной деятельности и финансово-хозяйственной деятельности проверять эти самые проверяльщики.

У «Агоры» пока что есть информация о двух организациях, которые решили проверить. Одна из них – это российское отделение иностранного фонда, какого именного пока не называется. Вторая – Московская школа политических исследований. У них затребовали все документы за 2010-12 года, включая карточки бухгалтерских счетов, договоры с жертвователями. То есть интересуются источниками финансирования. Что такое МШПИ нам рассказала учившаяся там журналист «Коммерсанта» Анастасия Каримова.

Анастасия Каримова, журналист, выпускница МШПИ: МШПИ (Московская школа политических исследований) – это организация, которая была создана еще 20 лет назад такими людьми как Елена Немировская и ее супруг, философ Юрий Сенокосов. Они были друзьями Мамардашвили. Школа изначально существовала при поддержке различных международных организаций, каких как Совет Европы, но при этом в ней проходили обучение депутаты парламента. Сами руководители этой организации не могут однозначно ответить на вопрос, чем именно занимается школа. В самом широком смысле – это гражданское просвещение. Туда приезжают специалисты по госуправлению, специалисты по правоохранительным органам, социологи, действующие чиновники.

Лекции, по словам Каримовой, длятся обычно полтора часа, при этом половина времени – это дискуссия с лектором. Например, с вице-премьером Аркадием Дворковичем, который регулярно туда приезжает. В «Агоре» эту историю называют политическим заказом, и напоминают про заявление президента Владимира Путина, который в феврале подчеркнул, говорят об НКО, что «монополии говорить от всего российского общества ни у кого нет, тем более у структур, управляемых и финансируемых из-за рубежа».
Другие выпуски