Геннадий Тимченко успел спрятать свои активы до введения санкций

12/04/2014 - 21:12 (по МСК) Тихон Дзядко, Мария Макеева
Поддержать ДО ДЬ

Геннадий Тимченко переходит на рубли и юани. Бизнесмен, названный американским властями членом «ближнего круга» Владимира Путина, успел перевести все свои активы в российские банки буквально накануне введения против него санкций со стороны американских властей.

Но и этого Тимченко мало – бывший совладелец крупнейшего трейдера российской нефти – компании Gunvor – готовится ещё и избавиться от всех долларов. И все международные контракты будет заключать в юанях. С подробностями – Лев Пархоменко.

Пархоменко: О том, как Тимченко ведет свой бизнес после того, как оказался в санкционном списке США, сам бизнесмен рассказал в интервью программе «Вести в субботу», эфир которой уже прошел на Дальнем Востоке. Бизнесмен утверждает, что ждал санкций в отношении себя и поэтому успел подготовиться.

«Мы предполагали, что  это может случиться, поэтому в определенном смысле мы позаботились заранее о своих активах. Так что все находится сейчас в России, надежно сохранено в наших российских банках», – цитирует Тимченко агентство «Интерфакс».

Впрочем, о каких именно активах идет речь ни он, ни представитель фонда Тимченко Volga Group уточнять не стал. Я напомню, что Тимченко принадлежат крупные пакеты акций в таких компаниях, как «Новатэк», «Стройтрансгаз», «Трансойл» и «Сибур». Впрочем, нигде из них пакет не является контрольным, а значит, санкции против Тимченко не коснулись непосредственно работы компаний.

Несмотря на это, Тимченко также прямо накануне объявления о санкциях продал один из главных своих активов – 43% акций сырьевого трейдера Gunvor. До недавнего времени, эта компания была главным посредником в экспорте российской нефти и в итоге стала одним их крупнейших в мире игроков на этом рынке. В итоге реального ущерба от действий США, благодаря заблаговременной подготовке, Тимченко практически не ощутил. Но само введение санкций бизнесмен прокомментировал довольно неопределенно.

«Предполагал, конечно, что это возможно. Разговоры на эту тему были до этого, но сам факт попадания именно меня в этот лист был,  может быть, слегка  неожиданным, но достаточно  почетным для меня». То есть получается одновременно и «предполагал» и «неожиданно».

Рассказал Тимченко и о том, как он намерен вести дальше свой бизнес в условиях санкций. Я напомню, что решения США не только предполагают заморозку его активов, но и фактически лишают возможности вести какие‑либо операции в долларах в любом банке мира. В связи с этим Тимченко ведет переговоры о переходе в расчетах со своими контрагентами в другую валюту.

«Для начала мы начинаем говорить о переходе на европейскую валюту, но учитывая, что оттуда могут прийти санкции, скорее всего, это могут быть рубли. В китайском направлении – юани. Мы проводили такие переговоры, мы готовы на это, и похоже, что и китайские партнеры готовы рассматривать это серьезно», – говорит Тимченко.

Это интервью российский бизнесмен давал в Китае. Там он встречался с главой китайской нефтегазовой компании CNPC, партнером «Новатэка» в проекте Ямал СПГ по разработке одного из крупнейших газовых месторождений  в России. На встрече обсуждались и будущие поставки сжиженного газа в Китай, которые могут вестись за юани. Впрочем, эксперты сомневаются в большой выгоде таких операций.

Алексей Портанский, профессор НИУ ВШЭ: «Я не думаю, что нам, нашим компаниями было бы выгодно получать юани.  Юань не является свободно конвертируемой валютой. Зачем потом, если на все-таки интересно пополнять свои золото-валютные запасы, получая юани, нести еще транзакционные издержки, меняя эти юани на те же доллары или евро».

Другие выпуски