«Газпром» дал, «Газпром» взял: что нефтяная компания построит на месте московского ипподрома

25/10/2017 - 00:03 (по МСК) Ксения Назарова
Поддержать ДО ДЬ

В Москве планируют реконструировать Центральный московский ипподром, знаменитый памятник архитектуры. Как выяснил Дождь, его часть отдадут под элитное жилье, банк и офисы. Не исключено, что ипподром со 183-летней историей просто выкинут из Москвы за город. И за всем этим, как выяснилось, стоит «Газпром». Подробности — в репортаже Ксении Назаровой. 

Елена Петерсон — экскурсовод при ипподроме. Она вертит в руках подкову 19 века и скептически улыбается: суеверия это все. Но и она не отрицает: без чертовского везения ипподрома уже могло бы и не быть. Еще в начале нулевых дорогой землей заинтересовалась Елена Батурина — тогда супруга московского мэра Юрия Лужкова. Казалось, стадион уже не спасти, но вмешался президент Путин, и теперь на ипподроме ежегодно проводят кубок в его честь.

«Особенно мы зовем всех на приз президента — великолепный спортивный праздник, где вы увидите лучших скакунов нашего государства. Вы увидите выступление президентского полка, который покажет вам фигурную езду под музыку, 20-24 лошади, которые выполняют различные упражнения в этом время. Вы увидите кремлевскую школу верховой езды», — рассказывает Елена Петерсон.

В этот раз с проектом реконструкции ипподрома пришел «Газпром». На шести гектарах планируют построить элитное жилье с подземными паркингами, офисный центр, гостиницу и банк, а лошадей либо потеснить и отправить в центр манежа, либо вообще вывезти за город. Как ни странно, руководство компании «Росипподромы» совсем не против поделиться с госкорпорацией активами: в интервью «Вестям» гендиректор объяснил — жилая застройка будет совсем скромной, а все заработанное на ней пойдет на благо тех же лошадей.

Впрочем, причины такой щедрости раскрываются в трудовой биографии гендиректора ипподромов: и Николай Исаков, и большая часть его коллег — сами менеджеры «Газпрома». К тому же, глава совета директоров ОАО «Росипподромы» — лично Алексей Миллер. Фонды госкорпорации неоднократно спонсировали конноспортивные мероприятия, и вообще всячески оказывали шефскую помощь ипподрому. «Газпром» дал — «Газпром» взял.

Проект реконструкции разрабатывала фирма «Ампир». Судя по адресу на сайте компании, они расположились здесь же, на территории ипподрома. Гендиректор компании, архитектор Михаил Тумаркин, много строил для «Газпрома» — например, проектировал по заказу госкорпорации ипподром в Курске. В интервью маленькому районному сайту он рассказывает, что негоже лошадям жить на земле по 65 тысяч за квадратный метр: ««Мы увозим из центра Москвы гигантское поголовье, летом достигающее 1100 голов беговых и скаковых лошадей, для того, чтобы они тренировались в хороших условиях, а лошадь — это животное, которому лучше всего на природе… На ипподром лошадь должна приезжать на период бегов и уезжать обратно в тренировочный центр».

Вита Козлова не боится размазать помаду, а Торино ощущает приближение хозяйки издалека — по аромату духов. Первых жеребцов она привезла в Россию еще 17 лет назад на территорию центрального ипподрома, а недавно узнала, что конюшни могут перенести в ходе реконструкции ипподрома. Но она уверяет, что принять лошадей с ипподрома не сможет ни один конюшенный комплекс в Подмосковье: «Ехать куда-то лошадям, живущим на центральном московском ипподроме, сегодня некуда. У нас нет ни одного соответствующего уровня тренировочного центра. Нет ни подготовленных дорожек, ни конюшен для надлежащего количества поголовья ... [...] ... Это просто освоение территории, один из локальных девелоперских проектов, которые лишат ОАО "Росипподромы" главного ресурса для будущего развития».

Но дело не только в лошадях. Архитектор Сергей Сергеев когда-то подписывал дипломную работу нынешнему руководителю департамента культурного наследия Москвы Александру Кибовскому, а теперь наблюдает, как при бездействии его студента памятник архитектуры пытаются раскрошить и застроить частям: «Это, наверное, последний в мире памятник вот такой ордерной архитектуры, восходящей к классической традиции. И исследователи отмечают, что Желтовский — автор самых крупных ордерных композиций в мире. Желтовский — практически последний автор, который работает в этой системе в наше время», — считает он.

Если проект застройки утвердят, будущим летом жеребцы Алексея Миллера и Рамзана Кадырова будут бежать за президентским кубком под шум болгарки, фактически на стройке. Коннозаводчики уверяют, что от стресса, шума и пыли животные начнут пугаться, болеть и умирать. Впрочем, чиновники всегда смогут сказать: дело не в стройке, это кони попались привередливые.

Другие выпуски