Европа обменяет Крым на скидки на газ
«Южный поток» может так и остаться на бумаге. Перспективы строительства газопровода из России в Европу через Черное море и Балканы очень туманны, заявил глава итальянской нефтегазовой компании Eni Паоло Скарони.
Между тем, именно Eni должна стать одним из главных партнеров «Газпрома» в новом газопроводе, а его строительство должно было начаться в самое ближайшее время. О том, что мешает «Южному потоку», – наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.
Пархоменко: «Я вижу довольно мрачное будущее проекта «Южный поток», - заявил, выступая в итальянском парламенте, гендиректор итальянской Eni Паоло Скарони. По его словам, европейские власти могут отозвать свое разрешение на строительство газопровода из-за конфликта с Москвой вокруг Украины.
Первая очередь проекта должна была быть введена в строй уже в будущем году, а полностью строительство газопровода мощностью 63 млрд кубометров, что составляет чуть меньше трети от объема поставок Газпрома в Европу, должно быть закончено к 2018 году. Eni – один из четырех и главный партнер «Газпрома» в этом проекте. Итальянской компании принадлежит 20% оператора газопровода. Буквально неделю назад дочка Eni получила подряд стоимостью 2 млрд долларов на строительство подводного участка газопровода. И тогда Скарони заявлял, что «Южный поток» очень нужен Европе, так как без российского газа она обойтись не сможет. Однако теперь глава итальянской компании резко сменил риторику. По его словам, Россия обеспечивает Италии только 30% газа и его можно было бы заменить из других источников. Кроме того, до конца этого десятилетия должен быть построен газопровод, который будет доставлять голубое топливо с месторождений Азербайджана. Такую резкую смену позиции эксперты объясняют тем, что у Скарони в ближайшее время закончится контракт и своими заявлениями они лишь пытается угодить различным группам влияния, чтобы остаться во главе государственного нефтегазового гиганта.
Между тем, кроме итальянцев партнерами «Газпрома» являются также французская EDF и немецкая Wintershell. Из Парижа пока никаких комментариев не поступало, а вот глава немецкой компании Райнер Зеле заявил газете «Ведомости», что по-прежнему поддерживает проект. По его словам, события на Украине, которые ставят под угрозу транзит газа в Европу, доказывают, что нужны альтернативные маршруты поставок, такие как «Южный поток». А вот официальные европейские власти, например, глава Европейского совета Херман Ван Ромпей, на прошлой неделе заявил, что ЕС должен предпринять максимум усилий для того, чтобы снизить зависимость от российского газа, а постройка еще одного газопровода этому явно не способствует. В общем, ясно, что четкой позиции по тому, что делать с «Южным потоком», в Европе пока нет. С другой стороны, все эти заявления можно расценивать и с другой точки зрения, как просто коммерческий торг.
Виталий Крюков, аналитик ИФД «Капитал»: На мой взгляд, это просто коммерческий долг. Покупатели понимают нынешние условия, что можно выбить более льготные условия по покупке российского газа. Очевидно, что покупатели будут пользоваться текущим положением и пытаться устраивать такой торг.
Действительно, нынешняя ситуация, пожалуй, самая удобная для того, чтобы выторговать дополнительные скидки или пересмотреть кабальные для европейцев условия газовых контрактов. Но вероятность отмены всего проекта или, например, его перенаправления и прокладывания через Крым, что может выглядеть вполне логично и некоторые аналитики даже называли это одной из целей присоединения Крыма, очень низка. Проект на уже на такой стадии, что его дешевле сделать, чем не делать. Участки газопровода уже начали строить в Болгарии и Сербии. В ближайшее время начнется и прокладка трубы по дну Черного моря. К тому же, российско-украинский кризис вообще может привезти к полной отмене транзита российского газа в Украину, а значит «Южный поток» станет жизненно необходим уже для самой Европы, по крайней мере, на ближайшие несколько лет, пока там не появится газ из Азербайджана.