«Это эмоциональные заявления»: к чему могут привести расхождения позиций Чечни и МИДа

Объясняет Борис Долгов, сотрудник Института востоковедения РАН
04/09/2017 - 15:29 (по МСК) Дарья Полыгаева

В Грозном прошла самая масштабная за последние годы акция протеста. Десятки тысяч человек собрались в центре чеченской столицы, выступая против притеснения мусульман в Мьянме. Свою речь со сцены произнес и Рамзан Кадыров.Толчком к обсуждению притеснений мусульман в Мьянме стала акция 3 сентября в центре Москвы. Сотни человек собрались у посольства этой страны, осуждая насилие против этнического меньшинства, народа рохинджа. 

После этой акции Рамзан Кадыров довольно резко высказался на эту тему. Глава Чечни пригрозил выступить против России, если власти страны поддержат «шайтанов». Позиция главы Чечни явно отличается от официальной позиции российских властей. Борис Долгов, сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, поподробнее рассказал о конфликте между буддистами и народом рохинджа в Мьянме и о том, почему отклик российских мусульман стал таким эмоциональным. 

«Здесь надо говорить о той информации, которая приходит из Мьянмы, о действиях властей этой страны как против радикальных группировок, так и мирного населения. Действительно, эти действия против мусульманского меньшинства превратились в репрессии», — рассказал Долгов. Однако, как он отметил, что эту информацию надо подтверждать и проверять. В отношении репрессий мусульман в Мьянме должно быть проведено официальное международное расследование. 

Комментируя то, почему реакция российских мусульман стала такой эмоциональной, он отметил: «Что касается (части) российских мусульман, то эта позиция солидарности с их братьями по вере понятна, она была известная и ранее, когда притеснение мусульман даже в отдаленных районах ведет к протестам». 

Он подчеркнул, что в таких случаях есть четко выработанная процедура ООН. «Я думаю, что будет международное расследование того, что происходит в Мьянме» , — сказал Долгов. 

Объясняя то, что масштабные митинги в защиту рохинджа прошли именно в Чечне — хотя в мире множество мест с гораздо большим количеством мусульман, он обратил внимание на импульсивность этих акций. «В Чечне, я думаю, больше роль играют эмоции и те сведения, которые поступают из Мьянмы», — сказал Долгов. 

Он также обратил внимание на расхождение позиции МИДа и простых обывателей, в частности, разрыв между позицией ведомства и уммы. «Россия сдержанно относится к событиям, волнующих мусульман. Возможно, некоторые лидеры Чечни хотят видеть более жесткую позицию (России). Было заявление МИД России, выражающее озабоченность действиями в Мьянме. Кадыров говорит о более радикальной позиции России. Те заявления, которые мы слышали на митинге, нужно проверять, соответствуют ли они действительности», — отметил он, подчеркивая, что реакция чеченцев могла была быть вызвана тем, что к ним в руки попали неподтвержденные материалы, субъективно описывающие ситуацию. 

«Я считаю, что это проявление мусульманской солидарности, которая присуща мусульманскому сознанию. Это эмоциональные заявления, поскольку в Чечне мусульманство сильно, как и по всей России», — сказал он и добавил, — «Народ восточный, более эмоциональный».

Фото: Musa Sadulayev/Assosiated Press 

Другие выпуски