Джохар Царнаев мог не знать, что в его рюкзаке бомба

22/04/2013 - 21:23 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева
Прокуратура Массачусетса объявила, что не предъявит сегодня обвинения Джохару Царнаеву, который подозревается в организации теракта на бостонском марафоне. Между тем, Царнаев в больнице начал давать показания.

Его допрашивает специальная группа следователей из ФБР. На вопросы молодой человек, который из-за ранения в горло не может говорить, отвечает письменно.

Специалисты пытаются понять, почему два молодых человека из России, которые переехали в США и чувствовали там себя вполне комфортно, устроили неделю назад теракт на финише бостонского марафона. Жертвами взрыва стали четверо человек, включая одного полицейского. Какие вопросы могут задавать Джохару Царнаеву следователи из ФБР прямо в эти минуты, – разбиралась Екатерина Базанова.

Базанова: Информация о том, что Джохар Царнаев начал давать показания, появилась еще сегодня утром по московскому времени, однако никаких подробностей об этом допросе пока не сообщается. Поэтому американские журналисты, в том числе и телекомпании NBC, на основе уже обнародованных сведений, составили топ вопросов, которые следователи просто не могут не задать подозреваемому.

Больше всего власти интересуются, был ли взрыв на марафоне единственным, которые планировали братья. У Царнаевых нашли целый арсенал: самодельные бомбы‑скороварки, гранаты, огнестрельное оружие и несколько сотен патронов. Полиция не исключает, что в ближайшее время будут обнаружены еще несколько тайников братьев. Это и наводит на мысль, что взрыв на финише марафона мог стать лишь первым звеном в серии кровавых терактов.

Теперь оружие. Следователи не могут установить, кто  изготовил бомбы‑скороварки: сами Джохар и Тамерлан, или им помогали. Инструкции по изготовлению взрывчатки они вроде как могли обнаружить в интернете, но собрать бомбы по инструкции и без предварительной подготовки достаточно проблематично. Что касается, остального оружия, полиция пока не знает, где, когда и кем оно было куплено.

Возможные связи с террористами за границей – эта тема, которую начали обсуждать почти сразу после взрывов. В настоящий момент известно, что Тамерлана Царнаева ФБР (возможно, даже по запросу из России) еще в 2011 году проверяло на контакты с бандподпольем, и ничего подозрительного не обнаружило.

В январе 2012 года Царнаев-старший прилетел в Дагестан. Как объяснил его отец журналистам, чтобы поменять паспорт, но провел на родине в разы больше времени, чем планировал – больше полугода. Тамерлан был и в Дагестане и в Чечне и, что самое удивительное, новый паспорт так и не забрал. В УФМС по Дагестану сегодня подтвердили, что у них до сих пор находится документ Царнаева. В заявлении он написал, что потерял российский паспорт в Бостоне, оплатил штраф 300 рублей, но в УФМС больше не приходил. Чем конкретно все эти месяцы в Дагестане занимался Тамерлан – не понятно. Родственники говорят, что отдыхал. Американские спецслужбы подозревают, что общался с боевиками и проходил подготовку в их лагере и именно тогда стал радикальным исламистом. Эту информацию опровергают американские друзья и знакомые. Они настаивают на том, что религией Царнаев-старший заинтересовался года три‑четыре назад, заставил принять ислам жену и стал вести себя намного агрессивнее, чем раньше. Боевики группировки «Имарат Кавказ» накануне сами в интернете распространили заявление, что никогда ни вживую, ни в социальных сетях не общались с Царнаевыми. Что касается антиамериканских настроений в самом Дагестане, то там их, судя по всему, просто нет.

Энвер Кисриев, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН: И еще никакой ненависти к США в Дагестане нет, и убивать бедных, бегающих марафонский бег американцев, я себе вообще не могу вообразить, как это мог ислам такое предположить, как мог мотивировать на такой шаг.

Отношения между братьями Царнаевыми очень интересуют следователей. Есть предположение, что 19‑летний Джохар узнал, что именно находится в его рюкзаке лишь за несколько минут до взрыва или вообще после взрыва. Старший брат мог попросить принести рюкзак, не уточняя, что именно внутри, а уже после теракта Джохару ничего не оставалось, как дальше исполнять план Тамерлана. Младший Царнаев, по словам друзей и знакомых, в отличие от Тамерлана, особой религиозностью никогда не отличался. Сейчас уже точно известно, как вел себя Джохар на марафоне за несколько минут до взрыва. И его поведение можно толковать по‑разному.

Деваль Патрик, губернатор штата Массачусетс: Видно, что подозреваемый на видео снимает и ставит на землю свой рюкзак. Он не реагирует на первый взрыв и отходит от своего рюкзака до того, как происходит второй взрыв. Это доказывает свою причастность к произошедшему. 

Версию о том, что братья или, только Тамерлан, планировали серию терактов подтверждает то, что оба они после взрыва на марафоне не попытались скрыться, а вернулись к своей обычной жизни. Джохар, например, ходил учиться и даже посетил вечеринку. Окружающие ничего необычного не заподозрили. Если так все и было, Царнаевы были хорошими актерами. Они запаниковали лишь тогда, когда полиция вышла на их след. Родственники братьев утверждают, что оба вовсе не собирались умирать и охотно говорили о будущем. Джохар уже в мае собирался лететь в Дагестан, потому что очень скучал по родне. А Тамерлан вроде как даже планировал вернуться на родину.

Сейчас американская полиция пытается допросить вдову Тамерлана Царнаева, но она пока категорически отказывается говорить.

Другие выпуски