Михаил Крутихин: «Создается впечатление, что "Роснефть" существует, чтобы обеспечивать своих членов правления»

Почему чистый долг компании превысил 2 трлн рублей
04/08/2017 - 12:44 (по МСК) Евгения Воскобойникова
Поддержать ДО ДЬ

Чистый долг «Роснефти» превысил 2 триллиона рублей. Об этом говорится в отчете компании. При этом чистая прибыль «Роснефти» за первые полугода работы упала почти на 20% — до 81 миллиарда рублей. Выручка выросла до 2,8 триллиона рублей. В «Роснефти» уже заявили: «По итогам первого полугодия 2017 года компания сохраняет комфортный уровень долга и значительный запас доступной ликвидности». О том, почему долги компании выросли и возможен ли выход из этой ситуации, рассказал партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.

Как рассказал эксперт, в эту сумму не входит так называемый «долг натурой», обязательства «Роснефти» по поставке нефти и нефтепродуктов, за ранее полученные кредиты и предоплату: «Там еще 1,7 миллиарда долларов. Если мы посмотрим все долги, не чистый, то получится больше 58 млрд долларов, а рыночная стоимость компании, если посмотреть стоимость акций, где-то меньше 56 млрд долларов. Получается, что долги выше, чем вся компания стоит».

По мнению Михаила Крутихина, такая ситуация в «Роснефти» говорит о неправильной стратегии руководства: «Компания тратит огромные деньги на приобретение активов, которые ей в принципе не нужны. Это какая-то болезнь гигантизма ради гигантизма, а не ради повышения эффективности. В частности, огромные суммы в валюте были потрачены на приобретение активов в Индии, на кредиты, которые компания выдавала венесуэльским партнерам, на приобретение активов в этой Венесуэле, хотя они очень неаккуратно выплачивают все, что они должны выплатить в натуре и в деньгах», — считает он.

В качестве еще одного признака неэффективности Михаил Крутихин назвал данные о том, что руководство «Роснефти» повысило себе денежное вознаграждение: «Члены советы директоров „Роснефти“ получают по итогам года больше $500 тысяч каждый. Если учитывать, что компания в нехорошем финансовом состоянии, то это, конечно, создает впечатление, что сама компания существует для того, чтобы финансово обеспечивать членов правления и членов совета директоров».

Михаил Крутихин считает, что «Роснефть» имеет возможность наладить свою работу, давать хорошие показатели, но сделать это можно будет только тогда, когда компания перестанет вкладывать деньги в «политизированные проекты»: «Венесуэльский, индийский или, например, у них есть дальневосточный проект строительства нефтехимического комплекса, где, с одной стороны, нет обеспеченности нефтью, газом, сырьем и топливом, с другой стороны, нет надежного рынка, поскольку рынок там перенасыщен данными продуктами. Когда компания вкладывается в неэффективные проекты, то есть ведет себя неэкономично, получается такая неприятная ситуация».

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

 

Другие выпуски