Для кого ВТБ купил Tele2
ВТБ взял Tele2. Госбанк купил четвертого крупнейшего мобильного оператора за 3,5 млрд долларов. Раньше на Tele2 претендовали члены большой тройки – МТС, Билайн и Мегафон, а также государственный «Ростелеком».
Скорее всего, кто-то из них, в конце концов, и получит заветный актив. О сделке, которую давно ждали – наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.
Пархоменко: Объявление о покупке госбанком ВТБ мобильного оператора Tele2 у одноименной шведской компании прогремело вчера вечером, как гром среди ясного неба. До вчерашнего дня не было ни одной утечки в прессу, даже намека на то, что актив интересен ВТБ. Такая ситуация не очень характерна для узкого российского мобильного рынка, где обычно все всё знают и про всех. Tele2 – лакомый кусок, правда, со своей горчинкой. Tele2 работает в 42 регионах, это почти вся европейская часть России и некоторые регионы в Сибири и на Дальнем Востоке. Сегодня он обслуживает 22 млн. абонентов. С одной стороны, это позволяет компании занимать крепкое четвертое место на мобильном рынке, с другой, отставание от большой тройки все-таки очень значительное, и Tele2 их не догнать. Главное преимущество Tele2 перед конкурентами – это цена. Это своего рода мобильный дискаунтер. По многим позициям услуги этого оператора дешевле, чем у основных конкурентов, что, конечно, влияло на средний счет абонентов, который у шведов был на 20-30% меньше. Но все-таки на этой карте есть маленькое белое пятно, но вес этого белого пятна огромен. Это Москва и Московский регион. Tele2 не работает в Московской области и Москве. Это, между прочим, только по официальным данным, 20 млн. человек, а по неофициальным – все 30 млн. Причин тому, что Tele2 не работает на главном для любого оператора рынке, несколько. Во-первых, техническая. В Москве просто физически нет частот, по крайней мере, доступных. Их не хватает даже трем работающим операторам, это главная причина, кстати, невысокого качества связи в столице, о чем недавно говорил даже премьер-министр Дмитрий Медведев. Во-вторых, лоббистская. Большая тройка делала все возможное, чтобы не пустить в Москву еще одного конкурента, да еще и дискаунтера, который будет демпинговать. Наконец, еще один большой недостаток Tele2: у этого оператора нет лицензии ни на связь 3G, ни на связь четвертого поколения. О мобильном интернете с мобильного можно забыть, его просто фактически не существует или очень медленный. Между прочим, именно мобильный интернет – главный источник роста для мобильных операторов сейчас. Можно спорить, связанно ли то, что этих лицензий нет, с административным барьером или чем-то еще, но, тем не менее, это так.
Понимая, что компания уперлась в потолок, шведы морально смирились с тем, что придется свой главный актив – а российская дочка – это главный бизнес Tele2 – все-таки продавать. И, несмотря на два значительных недостатка, он был интересен всем. Кто-то из большой тройки, заполучив актив, избавлялся бы от конкурентов, а во-вторых, получал хороший бы толчок для роста, источники которого на российском мобильном рынке, где сим-карт выпущена на 100 млн. больше, чем вообще есть в стране населения, почти иссякли. Для «Ростелекома» Tele2 просто создан: у госкомпании есть частоты и 3 и 4 поколения, а у Tele2 есть отличный профессиональный опыт по созданию большого мобильного оператора. И те, и другие предпринимали попытки поглотить Tele2, сделать это единолично. «Билайн», «Мегафон» или МТС мешала Федеральная Антимонопольная служба, ее позиция: нарушился бы баланс на рынке. Тем не менее, в прессе появился такой вариант схемы, что Алишер Усманов, владелец «Мегафона», выкупает Tele2 и дальше распродает его по частям всем трем операторам, кому что интереснее.
Впрочем, сам Усманов категорически опроверг сам факт переговоров по такой схеме. Меж тем, источники «Ведомостей» сообщили, что ВТБ так и намерен поступить: со временем распродать Tele2 по частям, скорее всего, в пользу большой тройки. Об этом, по крайней мере, говорят аналитики, с которым я говорил. Может, не все три, но как минимум два. Кто-то из них купит эти части. Фактически ВТБ, возможно, сейчас займется тем, что будет добиваться получения лицензии, как госбанк, имеющий административный ресурс, для Tele2 на 3G, 4G, а может и для Москвы. Не очень понятно, каким образом, но тем не менее.
Также прошлым летом «Ростелеком» обсуждал с Tele2 создание совместного мобильного оператора, но сама госкомпания не очень готова к слиянию. Сейчас она находится на стадии реорганизации, сливается со «Связьинвестом», и большая сделка просто очень затруднила бы этот процесс, так что напрямую этот путь тоже невозможен. Не исключено, что ВТБ, в данном случае госбанк, попросили просто подержать Tele2, чтобы его кто-то не перехватил. И к тому времени, когда «Ростелеком» будет готов к слиянию, поглотить Tele2 у ВТБ. Как говорят аналитики, это возможно к концу этого года или, может, началу следующего. На мой взгляд, это наиболее вероятное развитие событий. Слишком прекрасная синергия получается у «Ростелекома» и Tele2. И последнее: стоило ВТБ объявить об этой сделке, как «Альфа-групп» объявила о том, что она собиралась купить Tele2, и уже вела переговоры, и сумма была там гораздо больше, и теперь фактически не исключено, что «Альфа-групп», точнее ее инвестиционное подразделенное «А1» будет пытаться оспорить эту сделку Tele2 и ВТБ. А учитывая юридическую мощь Михаила Фридмана и его группы, и то, что ей удавалось получать самые невероятные судебные решения в свою пользу, не исключено, что «Альфа-групп» удастся как-то затруднить эту сделку. Будем следить за этой историей.