Дело Немцова: 5 ключевых моментов процесса
Присяжные взяли перерыв для вынесения вердикта по делу об убийстве Бориса Немцова. Коллегии не хватило двух часов, чтобы принять решение. Присяжным надо ответить на 26 вопросов: доказана ли вина подсудимых и заслуживают ли они снисхождения. По закону, у коллегии есть три часа, чтобы придти к единогласному вердикту. Дальше присяжные будут голосовать по каждому из вопросов. Коллегия вернётся в совещательную комнату 28 июня в 11 часов утра.
Самые важные этапы процесса – в материале Марии Борзуновой.
Процесс по делу об убийстве Бориса Немцова шел в московском окружном суде девять месяцев. 27 июня присяжные целые день решали, доказана ли вина подсудимых. Что мы узнали на этом процессе?
Самое главное доказательство, которого ждали на этом процессе – видео с камер наблюдения, которые установлены на Большом москворецком мосту. Сразу после преступления многие отмечали, что на месте убийства много камер и хоть одна из них, но должна была зафиксировать момент преступления.
Но в итоге присяжным показывали то самое видео с погодной камеры, на котором мало что понятно. По словам адвокатов семьи Бориса Немцова, ФСО не предоставили камер с Красной площади и большого Московорецкого моста. Прямых доказательств нет, есть лишь косвенные, их и демонстрировали присяжным.
В суде не обсуждался мотив убийства политика. Официальная версия, которая и была озвучена перед присяжными - это убийство по найму. Но никаких доказательств этому не приводилось. Самая первая версия – убийство Немцова из-за его поддержки карикатуристов из Charlie Hebdo – в суде не звучала, хотя об этом подсудимые говорили в своих первых показаниях. Некоторые свидетели говорили об угрозах в адрес Немцова. Например, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов на допросе в суде рассказывал, что сам политик жаловался на угрозы от «кадыровцев». Но? по требованию судьи допрос Венедиктова проходил без присяжных, поэтому коллегия не будет учитывать его показания при вынесении вердикта.
Дело в отношении организаторов убийства Бориса Немцова расследуется отдельно. Пока по нему проходит Руслан Мухудинов - водитель заместителя командира батальона Север Руслана Геремеева. Мухудинов находится в розыске.
Адвокаты семьи Бориса Немцова считают, что истинным организатором убийства был как раз Руслан Геремеев. О близком общении с Геремеевым в суде признавался и предполагаемый киллер Заур Дадаев: подсудимый рассказывал, как замкомандира батальона Север пустил его пожить в квартиру в Москве. Адвокаты семьи Бориса Немцова ходатайствовали о вызове Геремеева в суд, но тот не явился. Зато в суде выступал следователь Александр Камашев. Он рассказал, как ездил к дому Геремеева в Чечню, но там ему никто не открыл. В итоге, Геремеев, которого адвокаты считают организатором убийства Бориса Немцова, так и не был допрошен.
Представители потерпевших хотели вызывать в качестве свидетеля главу чечни Рамзана Кадырова и директора «Росгвардии» Виктора Золотова. Но суд отказал. Зато в суд неожиданно явился Алибек Делимханов – бывший командир батальона «Север», в котором служил один из подсудимых Заур Дадаев и как раз Руслан Геремеев.
Правда, про Геремеева судья спрашивать у Делимханова не разрешил, потому что это не имеет отношения к делу. Сам Делимханов в суде практически ничего не рассказал: на большинство вопросов он ответил – «не помню».
Другим важным свидетелем стала домработница из квартир на улице Веерная – именно там жил Дадаев, и бывали все подсудимые, кроме Хамзата Бахаева. Зарина Исоева, именно так зовут свидетельницу, рассказала, что убирать и готовить в квартирах на Веерной ее позвал Руслан Геремеев, и именно он был главным в компании. В одной квартире жили подсудимые Заур Дадаев и Анзор Губашев, а в другой Руслан Геремеев, Руслан Мухудинов и Темирлан Эскерханов. Также Исоева рассказала, что она прекратила работать в квартирах на Веерной в первых числах марта, то есть почти сразу после убийства Немцова. Как она сама объяснила, из квартир все неожиданно уехали, но куда, она не знает. Кроме того, она узнала Анзора Губашева и Беслана Шаванова на видео с камер наблюдения у ГУМа в вечер убийства Бориса Немцова. Там, по версии обвинения, они следили за политиком.
Еще один важный свидетель — Евгений Молодых. Мужчина шел по Москворецкому мосту в момент убийства Бориса Немцова. В суде он назвал Заура Дадаева человеком похожим на убийцу политика.
А что же сами подсудимые? В начале следствия Заур Дадаев и Анзор Губашев давали признательные показания, но потом отказались от них и сказали, что дали их под давлением и пытками.
В суде Дадаев сказал, что не знает, кто такой Немцов, а в день убийства политика был дома. Анзор Губашев тоже в суде свою вину отрицал. Он принес соболезнования семье Бориса Немцова, назвал политика мужественным и признался, что даже прочитал его книгу «Исповедь бунтаря». Брат Анзора Губашева – Шадид – на следствии рассказывал, что и Дадаев, и Анзор Губашев признались ему в убийстве политика. Но потом также отказался от показаний. В суде практически на все вопросы прокурора он отвечать отказался, а присяжным заявил, что невиновен. Темирлан Эскерханов и Хамзат Бахаев не давали признательных показаний не на этапе следствия, не в суде. В суде Эскерханов сказал, что он «чист как слеза ангела» и готов поклясться на Коране, что не виновен. Хамзат Бахаев рассказал в суде, что узнал об убийстве Немцова, когда смотрел телевизор, а кто причастен к этому убийству ему неизвестно до сих пор. В причастности Хамзата Бахаева к убийству Немцова сомневаются даже адвокаты семьи политика.
Фото: Коммерсантъ/ Глеб Щелкунов