Дело Немцова: 5 ключевых моментов процесса

28/06/2017 - 00:18 (по МСК) Мария Борзунова
Поддержать ДО ДЬ

Присяжные взяли перерыв для вынесения вердикта по делу об убийстве Бориса Немцова. Коллегии не хватило двух часов, чтобы принять решение. Присяжным надо ответить на 26 вопросов: доказана ли вина подсудимых и заслуживают ли они снисхождения. По закону, у коллегии есть три часа, чтобы придти к единогласному вердикту. Дальше присяжные будут голосовать по каждому из вопросов. Коллегия вернётся в совещательную комнату 28 июня в 11 часов утра.

Самые важные этапы процесса  – в материале Марии Борзуновой.

Процесс по делу об убийстве Бориса Немцова шел в московском окружном суде девять месяцев. 27 июня присяжные целые день решали, доказана ли вина подсудимых. Что мы узнали на этом процессе?  

Самое главное доказательство, которого ждали на этом процессе – видео с камер наблюдения, которые установлены на Большом москворецком мосту. Сразу после преступления многие отмечали, что на месте убийства много камер и хоть одна из них, но должна была зафиксировать момент преступления.  

Но в итоге присяжным показывали то самое видео с погодной камеры, на котором мало что понятно. По словам адвокатов семьи Бориса Немцова, ФСО не предоставили камер с Красной площади и большого Московорецкого моста. Прямых доказательств нет, есть лишь косвенные, их и демонстрировали присяжным.  

В суде не обсуждался мотив убийства политика. Официальная версия, которая и была озвучена перед присяжными - это убийство по найму. Но никаких доказательств этому не приводилось. Самая первая версия – убийство Немцова из-за его поддержки карикатуристов из Charlie Hebdo – в суде не звучала, хотя об этом подсудимые говорили в своих первых показаниях. Некоторые свидетели говорили об угрозах в адрес Немцова. Например, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов на допросе в суде рассказывал, что сам политик жаловался на угрозы от «кадыровцев». Но? по требованию судьи допрос Венедиктова проходил без присяжных, поэтому коллегия не будет учитывать его показания при вынесении вердикта.  

Дело в отношении организаторов убийства Бориса Немцова расследуется отдельно. Пока по нему проходит Руслан Мухудинов - водитель заместителя командира батальона Север Руслана Геремеева. Мухудинов находится в розыске.  

Адвокаты семьи Бориса Немцова считают, что истинным организатором убийства был как раз Руслан Геремеев. О близком общении с Геремеевым в суде признавался и предполагаемый киллер Заур Дадаев: подсудимый рассказывал, как замкомандира батальона Север пустил его пожить в квартиру в Москве. Адвокаты семьи Бориса Немцова ходатайствовали о вызове Геремеева в суд, но тот не явился. Зато в суде выступал следователь Александр Камашев. Он рассказал, как ездил к дому Геремеева в Чечню, но там ему никто не открыл. В итоге, Геремеев, которого адвокаты считают организатором убийства Бориса Немцова, так и не был допрошен.  

Представители потерпевших хотели вызывать в качестве свидетеля главу чечни Рамзана Кадырова и директора «Росгвардии» Виктора Золотова. Но суд отказал. Зато в суд неожиданно явился Алибек Делимханов – бывший командир батальона «Север», в котором служил один из подсудимых Заур Дадаев и как раз Руслан Геремеев.  

Правда, про Геремеева судья спрашивать у Делимханова не разрешил, потому что это не имеет отношения к делу. Сам Делимханов в суде практически ничего не рассказал: на большинство вопросов он ответил – «не помню».  

Другим важным свидетелем стала домработница из квартир на улице Веерная – именно там жил Дадаев, и бывали все подсудимые, кроме Хамзата Бахаева. Зарина Исоева, именно так зовут свидетельницу, рассказала, что убирать и готовить в квартирах на Веерной ее позвал Руслан Геремеев, и именно он был главным в компании. В одной квартире жили подсудимые Заур Дадаев и Анзор Губашев, а в другой Руслан Геремеев, Руслан Мухудинов и Темирлан Эскерханов. Также Исоева рассказала, что она прекратила работать в квартирах на Веерной в первых числах марта, то есть почти сразу после убийства Немцова. Как она сама объяснила, из квартир все неожиданно уехали, но куда, она не знает. Кроме того, она узнала Анзора Губашева и Беслана Шаванова на видео с камер наблюдения у ГУМа в вечер убийства Бориса Немцова. Там, по версии обвинения, они следили за политиком. 

Еще один важный свидетель — Евгений Молодых. Мужчина шел по Москворецкому мосту в момент убийства Бориса Немцова. В суде он назвал Заура Дадаева человеком похожим на убийцу политика.  

А что же сами подсудимые? В начале следствия  Заур Дадаев и Анзор Губашев давали признательные показания, но потом отказались от них и сказали, что дали их под давлением и пытками. 

В суде Дадаев сказал, что не знает, кто такой Немцов, а в день убийства политика был дома. Анзор Губашев тоже в суде свою вину отрицал. Он принес соболезнования семье Бориса Немцова, назвал политика мужественным и признался, что даже прочитал его книгу «Исповедь бунтаря». Брат Анзора Губашева – Шадид – на следствии рассказывал, что и Дадаев, и Анзор Губашев признались ему в убийстве политика. Но потом также отказался от показаний. В суде практически на все вопросы прокурора он отвечать отказался, а присяжным заявил, что невиновен. Темирлан Эскерханов и Хамзат Бахаев не давали признательных показаний не на этапе следствия, не в суде. В суде Эскерханов сказал, что он «чист как слеза ангела» и готов поклясться на Коране, что не виновен. Хамзат Бахаев рассказал в суде, что узнал об убийстве Немцова, когда смотрел телевизор, а кто причастен к этому убийству ему неизвестно до сих пор. В причастности Хамзата Бахаева к убийству Немцова сомневаются даже адвокаты семьи политика.  

Фото: Коммерсантъ/ Глеб Щелкунов

Другие выпуски