Серые схемы Крыма: как власти полуострова обходят санкции
В московском офисе «Деловой России» прошел День Крыма. Глава региона Сергей Аксенов приехал в Москву привлекать инвестиции. Как оказалось, частных денег на остров уже пришло не так мало — более 100 млрд рублей, но вот откуда они, местные власти предпочитают не афишировать. Алексей Коростелев разобрался, кто все же идет в Крым официально и когда там появятся китайцы.
Выход для российских компаний, которые пытаются все-таки как-то помогать Крыму инвестициями, — оставаться инкогнито и придумывать хитрые экономические схемы, чтобы конечный инвестор с материка, то есть с основной части России, оставался в тени. Такой рецепт уже используется крупными компаниями, которые хотят, если им надо войти, в Крым. В этом уверен сам глава республики Сергей Аксенов.
Сергей Аксенов, глава Крыма: И они работают там через свои аффилированные структуры, то есть зачастую даже открывают новую структуру там с уставным капиталом 10 тысяч рублей, но, тем не менее, мы знаем, кто за этими компаниями стоит. И в целях реализации этого проекта, то есть не разглашаем, соответственно, основных бенефициаров, вот и все. Но компании крупные заходят, представители, есть и иностранцы, мало того. Есть представители Германии, на сегодняшний день тут таких проектов около 15-ти, которые реализуются иностранными компаниями.
Но ни одной компании Аксенов в пример приводить не стал, мол, опасается подставить инвесторов, но некоторые крупные российские бизнесмены уже выражали готовность идти в Крым. В конце октября в Ялте прошел форум ОНФ, куда приехали председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков и президент Crocus Group Арас Агаларов.Вот последний заявил о готовности идти в Крым.
Арас Агаларов, президент Crocus Group: А чего бояться? Крым? Если надо будет — будем строить.
— И даже санкций не боитесь?
Агаларов: А санкции что? Мы всю жизнь под санкциями какими-то.
Но пришел ли Агаларов в Крым, Аксенов не говорит. Зато, по его словам, там скоро появится другая крупная российская компания — аналог ИКЕА, сеть магазинов Hoff. Компания российская, санкций, видимо не боится — представители сегодня с Аксеновым на форуме разговаривали, обсуждали возможный приход компании на полуостров. При этом деньги в Крым идут — 130 миллиардов рублей, подсчитывают в правительстве республики. Запущено 700 проектов в свободной экономической зоне Крыма — это значит, меньше налогов они платят. Проекты разные — от куска земли на побережье до аэропорта в Симферополе за 32 млрд. рублей. Его тоже строят неназванные частные инвесторы и банк «Россия» (он под санкциями). Тем не менее, этого, видимо, недостаточно, раз уж сам Аксенов приехал в Москву агитировать давать республике деньги.
Но проблема в том, что крупнейшие российские компании, прежде всего, банки с госучастием туда идти не хотят, что является большой преградой как для своих инвесторов, так и для зарубежных.
В пример сегодня приводили Китай, который якобы готов идти в Крым, если туда войдет Сбербанк. Представитель сбербанка сказал Дождю, что таких планов пока нет. Опасения понятны: санкции, которые ждут любого, кто открыто войдет в Крым. Но в правительстве республики видят решение и этой проблемы — бить толпой.
Георгий Мурадов, постоянный представитель президента России в Крыму: Авиационная компания «Добролет» в свое время стала осуществлять первые полеты в Крым. Ее подвергли санкциям, по существу компания разорилась. Потом все наши авиаторы собрались вместе, приняли решение, и с определенного дня полетели все вместе — от «Аэрофлота» и до сибирских компаний. Все практически сегодня летают в Крым. Это свыше 200 рейсов в день в летний период. И никаких санкций применить не могут.
Кстати, сам Мурадов находится под санкциями. И это, хоть не единственная, но самая главная проблема. Есть еще и другая.
Олег Морозов, глава ОАО «Корпорация развития Крыма»: Это связано и с первой историей, то, что связано с банками и финансами, и, конечно, с логистическим, транспортным удалением Крыма, он до сих пор пока является полуостровом. Поэтому я считаю, что при преодолении второго условия, при окончании строительства Крымского моста сети появятся.
Но это все крупный бизнес. Не раз говорилось о том, что необходимо в Крыму развивать малое предпринимательство. Но пока, истории, которые мы слышим с полуострова по поводу малого бизнеса, подходят под категорию «кошмарить». Самая яркая — самосожжение бывшего вице-мэра Ялты Александра Стрекалина. Местные власти отобрали у него кафе и снесли его — аналог московской «ночи длинных ковшей».
Мила Селямиева, вдова Александра Стрекалина: Десять лет работал в том органе, куда его не пускали, то есть он был заммэра, понимаете? Столкнулся с тем, что новые пришедшие чиновники, у них какой-то другой формат общения. Он настолько был этим обескуражен, настолько он не понимал этой новой ситуации. На вопрос мужа «Что нужно сделать для того, чтобы вы, наконец-то, были людьми, остановились, что нужно сделать? Что, сжечь себя, чтобы вы остановились?».
При этом, по словам других крымских предпринимателей, бизнес фактически отбирают криминальные авторитеты, которые в свою очередь сотрудничают с крымским руководством. Но Сергей Аксенов в правильности курса уверен: те, кого снесли, получили свои жульнические бумажки от преступной украинской власти
Сергей Аксенов, глава Крыма: Не надо мне показывать документы, где в середине заповедника у кого-то там 10 соток куплено земли, свидетельства о собственности. Я на это не реагирую, знаю, каким способом это было. Просто сегодня федеральное законодательство пока не подразумевает меру ответственности должностных лиц в украинский период, соответственно, если бы это происходило в составе Украины, были бы возбуждены уголовные дела по должностным лицам, которые подписали соответствующие разрешения, согласования и т.д. И в рамках этого уголовного дела все равно все эти строения были бы снесены, так или иначе, еще бы и ущерб был бы насчитан. Сегодня предъявить невозможно, поскольку ущерб России на тот период нанесен не был, то есть поэтому мы идем путем формирования госпрограмм и т.д. Но еще раз говорю, это да, возможно, тысяча-полторы-две человек, которые считают, что они эксплуатировали это долгое время, считают это уже своей собственность, да, будут расстроены. Но уверяю вас, что 2 млн. крымчан и 100 млн. россиян, все будут счастливы в данном случае, потому что будет выход к морю, не будет этого, извините, бардака.
Но, несмотря на жизнерадостную обстановку, по сути, бизнес крупный, на который рассчитывают в Крыму, сегодня не пришел на этот форум. Поэтому остается загадкой, как Аксенов все-таки сможет привлечь в свой регион деньги, при этом не отменив санкций. Разве что высшие силы могут ему в этом помочь.
Фото: Depositphotos