Как обычно, народное расследование опережает официальное: в социальных сетях «Саратовским авиалиниям» припоминают задержанные рейсы и скрипучие самолеты с обшарпанными салонами. Собственникам же вменяют прошлое из «лихих 90-х». В работе «Саратовских авиалиний» разбиралась Маргарита Лютова
Совсем недавно «Саратовские авиалинии» праздновали открытие нового рейса водяной аркой. Сейчас о компании вспоминают худшее: от скандала с путешествием дочери генерального директора в кабине пилота до отзывов о старых самолетах.
Влад, пассажир «Саратовских авиалиний»: Много друзей и знакомых, которые учатся в Москве и часто летали этим рейсом на этом самолете. Сам летал на нем два раза. Самолет буквально разваливался на ходу, был в ужасном состоянии, и никто ничего не делал.
Чиновники же, в отличие от пассажиров, не спешат ругать компанию. По крайней мере, пока идет расследование.
Глава Росавиации Александр Нерадько: Последнее время проблем с обеспечением безопасности самолетов авиакомпании не было после тех корректирующих мероприятий, которые мы провели. Росавиация также сейчас проведет внеплановую проверку дополнительную о деятельности авиакомпании и о результатах доложит правительственной комиссии.
Впрочем, последние 10 лет компания вроде бы и так была то под крылом госкомпаний, то под пристальным надзором Росавиации. 10 лет назад компанию вместе с другими региональными перевозчиками передали создававшейся госкорпорации Ростехнологии. Но с авиацией у государственного гиганта не сложилось. В 2011-ом «Саратовские авиалинии» выкупил государственный же «Аэрофлот», но практически сразу продал в частные руки.
Новый собственник, Аркадий Евстафьев, частный предприниматель родом из 90-х, сразу же стал жаловаться на прошлых владельцев. Евстафьев когда-то был пресс-секретарем Анатолия Чубайса и якобы даже нес ту самую коробку из-под «Ксерокса», но в последние годы — бизнесмен регионального масштаба с большим прошлым.
Сейчас Евстафьев вместе с гендиректором компании отвечают на вопросы Следственного комитета, как сообщил телеканал РЕН ТВ 12 февраля.
По крайней мере на бумаге компания в удовлетворительном состоянии: пять лет без убытков, перевозки растут, парк расширялся.
«Большее количество самолетов, большее количество перевезенных пассажиров, больше возможностей открыть какие-то новые направления. В том числе этот самолет нам дает больше возможностей», — вот, что было произнесено во время прошлогоднего интервью как раз на презентации одного из АН-148. Без обновления парка было не обойтись.
Новым владельцам от Ростеха досталась компания с семью старыми ЯК-42, которые до сих ужасают пассажиров. К ним за прошедшие пять лет докупили два бразильских 10-летних эмбраера и пять АН-148. На одном из новых эмбраеров «Саратовских авиалиний» даже перевезли сборную Мексики из Амстердама в Казань на Кубок конфедераций.
К прошлому лету чартеров стало так много, что начались задержки и отмены рейсов. Из-за маленького парка компания не справлялась с нагрузкой, пассажиры после многочасового ожидания брали самолеты штурмом.
После скандалов проходили внеплановые проверки Росавиации — два раза за прошлый год. Но нарушения были некритичными, компания их устраняла. Правда, теперь придут новые проверяющие, и компания на всякий случай прекратила полеты АН-148.
Пресс-релиз «Саратовских авиалиний»: Пока идет расследование Межгосударственного авиационного комитета, авиакомпания «Саратовские авиалинии» обращается к СМИ, чтобы не муссировались слухи и версии. Со своей стороны, мы предоставляем и будем предоставлять по первому требованию все необходимые документы в следственные органы.
Расписание компании уже поменялось. Рейсы переносятся или отменяются. Но большим перевозчикам полеты в малые города неинтересны и на многих маршрутах альтернативы может не оказаться. В регионах летают в основном малые компании, с которыми правительство воюет уже много лет, обзывая их «живопырками».
Вице-премьер (2007-2011) Сергей Иванов: Я сейчас уже требую у Минтранса отбирать лицензии у компаний-«живопырок», каких у нас сотни в стране и у которых три-четыре самолета максимум. Компании-«живопырки» не в состоянии заменить самолет — они будут использовать его до последнего, пока он не упадет.
«Саратовские авиалинии» с их 14-ю самолетами, конечно, не «живопырка», но большинство российских авиакомпаний действительно выглядят крохотными и ненадежными на фоне гигантов, которые поделили между собой рынок.
Почти 70% российского рынка приходится на пять крупнейших компаний. Если добавить к ним следующую десятку — то и все 90%. А еще два десятка российских авиакомпаний перевозят менее 10% всех пассажиров и в их глазах так и остаются пугающими «живопырками».
Фото: Руслан Денисов / Facebook