«Все думают, что в СССР не было ни секса, ни дизайна». Советское искусство едет в Лондон

Директор Московского музея дизайна о том, что Россия покажет на биеннале
16/08/2016 - 23:30 (по МСК) Евгения Воскобойникова

Советский дизайн едет в Лондон. Россия представит проект «Открывая утопия» на первой Лондонской биеннале дизайна, которая пройдет в сентябре 2016.

Речь идет об объектах, созданных советскими дизайнерами в 1960 – 1980-х годах. Директор Московского музея дизайна Александра Санькова говорит, что хочет показать, что разработками занимались абсолютно живые, молодые и прогрессивные люди —  такие современные хипстеры. Подробности рассказала сама Александра Санькова.

О каких именно объектах идет речь? Расскажите поподробнее.

Есть устойчивое представление, что в Советском Союзе не было ни секса, ни дизайна, но на самом деле все было. В 1962 году был создан Всесоюзный институт технической эстетики. Это был головной институт по дизайну в СССР, который имел десять филиалов во всех тогдашних союзных республиках. На самом деле это была огромная организация, которая создавала систему дизайна в СССР.

К сожалению, наша история много раз прерывалась. Мы знаем, что был авангард. Потом авангард и конструктивисты стали не нужны нашей власти. Был открыт Всесоюзный институт технической эстетики, они делали потрясающие разработки, но в девяностые годы это тоже стало никому не нужно и закрылось. Архивы оказались на помойке, очень многие дизайнеры эмигрировали.

У нас есть несколько частей нашей забытой истории. Мы будем показывать разработки, созданные во Всесоюзном институте технической эстетики, среди которых была, например, пожарная машина и первый снегоход с закрытой кабиной. Этот институт проводил огромное количество международных выставок, например, на ВДНХ проходила выставка «Роль художника-конструктора в промышленности Великобритании».

ВДНХ была площадкой для показа дизайна разных стран: Италии, Финляндии, Дании. В современной России невозможно представить себе такое количество выставок, связанных с дизайном, какое было в советское время. Это, конечно, странно звучит, но международная активность и разработки в сфере дизайна были действительно на высоком уровне.

Сейчас есть попытка возобновить это, мы все знаем, что у нас взят курс на импортозамещение и конкурентоспособность. Но я могу сказать, что нужно посмотреть в прошлое, потому что невозможно двигаться вперед, не зная своего прошлого. Были действительно уникальные разработки, такие как такси ВНИИТЭ.

Насколько сейчас в моде Советский Союз, например, у хипстеров?

Я думаю, что все циклично. В моде мы говорим об одежде, о книгах, о фильмах. Есть какие-то циклы. Наверно, сейчас мы подошли к тому моменту, что у нашего поколения нет никакого ужаса перед СССР. В девяностые годы многие советские вещи выбрасывались. Мы не хотели видеть эти стенки, модульные системы, которые на самом деле были очень рационально спланированы. Это то же самое, что и модульные европейские вещи, которые продаются сейчас. Просто был дефицит всего, был очень ограничен набор вещей, и людям это надоело. Хотелось отторгнуть эти вещи, иметь все новое, совершенно другое.

На самом деле у молодежи сейчас нет этого тяжелого чувства от Советского Союза, которое есть у наших родителей. Мы все-таки выросли уже в новой России.

Какой стиль преобладал в шестидесятых-восьмидесятых? И если все в мире циклично, особенно в дизайне, то какой цикл к нам приходит сейчас?

Сейчас у нас полная эклектика, мы можем найти все, что угодно, на прилавках магазинов и в дизайнерских разработках. Сейчас все стимулируют потребление.

В Советском Союзе, во ВНИИТЭ пропагандировался минимализм, функционализм. Было нужно, конечно, делать такие вещи, которые прослужили бы очень долго. То, что сейчас мы называем sustainable, какие-то вещи, которые могут служить годами, чтобы не было постоянного консюмеризма, ― эта история была прекрасно отработана в Советском Союзе. Эти вещи до сих пор служат нам, потому что они действительно качественно сделаны.

Определенный процент вещей выпускался на военных заводах, завод был двойного назначения ― нужно было выпускать какие-то игрушки, коляски. Они делали это действительно качественно, эти вещи ― самые надежные.

Вы едете в Лондон. Как вам кажется, публика воспримет это?

Московский музей дизайна представляет там не выставку, мы делаем стенд при поддержке Министерства промышленности и «Ростеха», который в том числе показывает историю предприятий, которые сейчас входят в его состав. Для нас это большая радость, что на большом международном событии мы выступаем при поддержке государства.

Сейчас приходит понимание, что дизайн ― это важно. Я дико рада этому и удивлена в хорошем смысле слова, потому что последний раз мы показывали дизайн так, чтобы это было всемирно, с вниманием от международной общественности, в 1925 году, когда русский павильон оформлял Александр Родченко. Пожалуй, таких звонких выступлений, всколыхнувших общественность, не было до настоящего времени.

Воскобойникова: У европейцев, в частности, у британцев, есть спрос на что-то советское?

Санькова: Безусловно. Наш проект называется «Открывая утопию», мы показываем архивы советских дизайнеров, которые абсолютно забыты в настоящее время. Мы хотели показать эти разработки, но вообще тема биеннале ― утопия. Мне кажется, мы будем хедлайнерами, потому что многие разработки в Советском Союзе не пошли в производство, просто не было таких производственных мощностей, материалов, возможности произвести это. Дизайнерская мысль на самом деле работала, опережая время.

Например, какие вещи?

Например, дизайнер Азрикан, который сейчас эмигрировал в Америку и там успешно работает, сделал компьютерную персональную станцию. Абсолютный минимализм, прекрасные вещи. Он работал с замечательными молодыми дизайнерами, один из которых ― Алексей Колотушкин. Я сейчас от него, я брала у него интервью. До сих пор остались какие-то макеты вещей, которые они делали, какие-то наушники, плееры. Они выглядят современно, но произвести их тогда не было возможности.

Мы будем показывать вещи, которые были кайфовые, классные, абсолютно вне времени, но которые никогда не были произведены. Это наша советская утопия.

А потом в Москве это можно будет увидеть?

Четыре года назад в Манеже у нас была выставка «Советский дизайн». Сейчас апгрейд этой выставки мы показали в Голландии, в Роттердаме. Туда пришло 120 тысяч человек. Эту выставку с обновлениями, какими-то новыми приобретениями (то, что дизайнеры и их семьи отдают нам в коллекцию) мы будем показывать в 2018 году в бельгийском музее дизайна Atomium.

Советский Союз шагает по Европе, мы будем дальше показывать выставку советского дизайна, потому что это действительно интересно европейцам. Оказывается, за железным занавесом были абсолютно прекрасные люди, которые выезжали за рубеж, получали иностранную литературу, разговаривали на иностранных языках, изучали журналы, могли общаться на международных конференциях. Это совершенно потрясающая история, которая незаслуженно, на мой взгляд, забыта.

Фото: архив Московского музея дизайна

Другие выпуски