«Антитеррористическая операция – она в головах». Луганские журналисты о том, как прошел день на востоке Украины

02/06/2014 - 23:33 (по МСК) Мария Макеева, Тихон Дзядко

В Луганске продолжается бой в южной части города. Сегодня ночью бойцы самопровозглашенной Луганской народной республики попытались захватить управление Луганского пограничного отряда. В течение дня здание продолжают штурмовать около пятисот сторонников ЛНР. Они используют минометы, гранатометы, пулеметы и автоматы, а также обстреливают бойцов пограничного отряда из жилых квартир, с крыш домов. До недавнего времени пограничники сдерживали атаки под звуки государственного гимна. 

Тем временем, противоречивая информация приходит о взрыве в здании областной государственной администрации Луганска. Бойцы самопровозглашенной республики утверждают, что украинская авиация обстреляла здание с воздуха. В то же время, некоторые очевидцы, утверждают, что причиной взрыва стал неудачный запуск одним из вооруженных луганских бойцов ракеты из ПЗРК в самолеты украинских ВВС. Жертвами случившегося стали как минимум четыре человека, среди них министр здравоохранения самопровозглашенной Луганской народной республики.

На связи со студией «Дождя» из Луганска главный редактор «Политика 2.0» Сергей Сакадынский и журналист Яна Осадчая.

Дзядко: Сергей, что сейчас происходит в центре города, появилась ли более точная информация о том, что же произошло в здании областной государственной администрации?

Сакадынский: Центральная часть города оцеплена сейчас вооруженными людьми, туда не пускают, поскольку утверждают, что там находятся неразорвавшиеся снаряды. Новой информации пока нет. Известно, что летал самолет, стрелял ли он по зданию, неизвестно. По характеру повреждений сложно судить о том, что это было. Мое субъективное мнение, что если бы это была ракета, выпущенная с самолета, разрушения были бы более серьезные.

Макеева: Яна, какова ваша версия? Возможно, у вас есть своя версия того, что происходило. Я на всякий случай процитирую, может быть, вы видели заявление, МИД России традиционно реагирует на любые события, трактуя их в своем ключе: «Все случившееся свидетельствует об откровенном нежелании киевских властей искать пути межнационального согласия в стране». Как вы считаете, о чем свидетельствуют события в Луганске, как их можно трактовать?

Осадчая: Очень сложно сказать, что на самом деле происходило. Все слышали звук самолета, после этого произошел этот взрыв, появилось видео с камер наблюдения. Там видно, что взрыв происходил прямо в парке, не в администрации, а в парке. Что это было, кто это сделал, версии разнятся. Получается, те люди, которые поддерживают «Луганскую народную республику», говорят, что это стреляли из самолета. Те, кто ее не поддерживают, другого мнения, говорят, что это было неумелое обращение с оружием, что попали в кондиционер и так далее. Я на месте событий не была, я и не военный эксперт, я не могу давать версии на эту тему, поэтому пока это остается загадкой. Погибли люди, к сожалению, это большая трагедия.

Дзядко: Сергей, параллельно всю ночь и практически весь сегодняшний день шел бой у одной из погранзастав, находящейся на юге Луганска. В последний час стрельба там не ведется. Если в целом попытаться оценить ситуацию в Луганской области и в Луганске, с одной стороны, используется украинская авиация, которая то ли стреляет, то ли не стреляет, то ли попадает, то ли не попадает в здание областной госадминистрации. С другой стороны, несколько сотен сторонников «Луганской народной республики» атакует погранзаставу. Все это происходит на фоне периодических заявлений украинских властей о том, что антитеррористическая операция переходит в завершающую фазу. Есть ли такое ощущение у вас там, на месте событий?

Сакадынский: Такого ощущения нет. Антитеррористическая операция постоянно у нас переходит в более активную фазу. В Луганске это незаметно. То, что сегодня происходило в районе пограничной части, это попытка захвата части активистами «Луганской народной республики». Никакой антитеррористической операции там и близко не было. Если говорить о том, что что-то в Луганске происходит, то это только северные районы, там действительно наблюдается движение военной техники, какие-то перестрелки. Единственное, что мы здесь видим, это периодически пролетают самолеты, вертолеты. Те события, которые происходят в городе, это местные локальные столкновения, к антитеррористической операции отношения не имеющие.

Макеева: Яна, какие у вас впечатление от последних дней, это движется в какой-либо развязке?

Осадчая: Нет, я не считаю. У нас в Луганске был действительно первый очень напряженный день, бой длился практически весь день. Я недалеко живу от места событий, весь день слышались выстрелы, взрывы, самолеты летали. Самый активный сегодня был день. Что касается завершения, я и многие мои земляки не видим этому конца. Никаких оптимистических нот здесь пока нет. Что касается антитеррористической операции, я отчасти соглашусь с Сергеем, дело в том, что по факту она здесь не происходит. Происходят нападения на дислокацию украинских войск.

Что касается северной области, я о перестрелках я давно не слышала, просто стоят войска на блокпостах. Север области, наоборот, у нас один из самых спокойных регионов, там и криминал ниже, и жизнь спокойнее, там спокойно сейчас. Проблематично как раз в этих районах города, где власть взяли в руки представители «Луганской народной республики». Здесь тяжелая криминогенная ситуация, каждый день сводка милицейская на несколько страниц. Это угоны, это кражи, это постоянные нападения на вооруженных людей на предприятия, людей берут в заложники. Это тут постоянно происходит, а антитеррористическая операция больше в головах. Люди боятся, люди готовятся, ждут. Еще две недели назад, я помню, все кричали, что идут танки, но никаких танков так и не было. 

Фото: AP

Другие выпуски