Акции «большой тройки» мобильных операторов обвалились из-за Ротенберга

05/04/2013 - 21:54 (по МСК) Михаил Зыгарь, Татьяна Арно
Поддержать ДО ДЬ

Аркадий Ротенберг решил стать сотовым магнатом. Друг и бывший спарринг-партнер президента Владимира Путина после того, как стал главным подрядчиком «Газпрома», теперь может оказаться совладельцем нового мобильного оператора федерального масштаба.

По данным прессы, банк ВТБ обсуждает с Ротенбергом создание нового игрока на базе Теле2 и «Ростелекома». Едва об этом стало известно, как на мировых биржах обвалились акции «большой тройки» – Билайна, МТС и Мегафона. За тем, как стремительно меняется расстановка сил на мобильном рынке России, следит наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: Инвесторы по всему миру сегодня распродавали акции крупнейших российских мобильных операторов. Глубже всех падал Мегафон, там падение достигало 9% на Лондонской бирже. Падение МТС на московской площадке достигало 4,5%. Акции Вимпелком, работающего в России под брендом Билайн, за три дня подешевели на 6%. Причина тому одна: накануне ВТБ сообщил об официальном закрытии сделки по покупке четвертого по размерам оператора Теле2 почти за 3,5 млрд долларов. Это означает, что вопрос о том, кому достанется Теле2, закрыт, и теперь уже нет никаких сомнений в том, что в России появится четвертый игрок федерального масштаба на рынке сотовой связи, который станет теснить и конкурировать с большой тройкой. Судя по последним сообщениям прессы, мы можем даже примерно представить, как этот новый игрок будет выглядеть.

О том, что Ростелеком и Теле2 буквально созданы для объединения, я уже рассказывал. Теле2 имеет прекрасный опыт развития мобильного оператора, отличную команду, а Ростелеком обладает частотами на связь третьего и четвертого поколения, которые так и не достались Теле2. Мало того, регионы, в которых работает Теле2, и сотовые дочки Ростелекома практически не пересекаются, они, как два кусочка пазла, просто идеально подходят друг другу. Еще в прошлом году обсуждалось создание возможного совместного предприятия, в который вошел бы целиком Теле2, а от Ростелекома перешли бы лицензии на частоты и те самые мобильные дочки. Однако переговоры так ничего и не закончились. Главный переговорщик со стороны Теле2, гендиректор Дмитрий Страшнов компанию покинул, а никто его заменить так и не смог. И сейчас ничего не мешает создать это СП, надо только немного подождать хотя бы до конца года, когда в Ростелекоме закончится реструктуризация. Но ждать нет времени, и по сообщениям газеты Ведомости, мы увидим несколько иной вариант этого объединения. В ходе недавно закончившейся войны в Ростелекоме крупнейшим миноритарием этой компании стал Аркадий Ротенберг, друг Владимира Путина. Буквально на днях он закроет сделку по покупке 10% акций у Константина Малафеева. Теперь ВТБ обсуждает создание СП не с самим Ростелекомом, а отдельно с Ротенбергом. Банк внесет в компанию 100% Теле2, а Ротенберг – 10% Ростелекома, при этом бизнесмен получит четверть этой объединенной компании, которая будет создавать нового виртуального оператора, то есть без собственных частот. Этот вариант выглядит странно.

Анна Лепетухина, старший аналитик Сбербанк ОЕ: Правильнее было бы, чтобы Ростелеком стал контрольным акционером этого совместного предприятия, а не акционеры Ростелекома, тогда структура была бы более прозрачной и понятной, потому что если Ростелеком будет строить сеть, а Теле2 будет ее использовать, предлагать услугу абонентам, получается, что в мобильном сегменте Ростелеком становится инфраструктурной компанией, а не компанией, которая предлагает услуги. Соответственно, здесь возникают риски для акционеров Ростелекома.

Другие акционеры Ростелекома – это мы с вами, так как Ростелеком более, чем на 50% принадлежит государству, а риски – это недополученная нами прибыль. В принципе, непонятно, каким образом возможно это объединение между ВТБ и Аркадием Ротенбергом, как оно будет работать с юридической точки зрения.

Леонид Коник, главный редактор КомНьюс: Тема выглядит дико, не говоря уж о том, что сразу возникает вопрос, а каким образом СП, в котором 10% акций компании будет распоряжаться лицензиями всей компании и на каких основаниях эти лицензии там окажутся. По российскому законодательству лицензии на услуги связи в принципе непередаваемы.

С другой стороны, есть ли сомнения у кого-нибудь из нас в том, что Аркадию Ротенбергу и банку ВТБ не удастся обойти препятствия в виде того, что лицензии на частоты невозможно передать? У меня их нет. Таким образом мы становимся свидетелями прекрасной сцены. В самом финале войны за Ростелеком, которая длилась почти год, вдруг неожиданно в игре появляется Аркадий Ротенберг, который выкупает пакет Малафеева. Сам Ротегберг связью никогда не занимался, интересов в этом бизнесе у него никогда не было, и наблюдатели склонялись к тому, что, скорее всего, он посредник и, воспользовавшись связями с властью, просто купил плохо лежащий актив, чтобы потом с хорошей выгодой его перепродать. Но теперь выясняется, что собственные интересы у Ротенберга, оказывается, есть, да еще какие. Они настолько серьезны, что он буквально вот-вот отодвинет от мобильного бизнеса сам Ростелеком, который мечтал о нем многие годы, да еще и станет совладельцем четвертого мобильного оператора. Бизнес-таланту этого человека можно только позавидовать.

Другие выпуски