Главное о деле Михаила Абызова. Коротко
Басманный суд арестовал бывшего министра по делам «Открытого правительства» Михаила Абызова — он проведет в СИЗО 2 месяца. Стала понятнее суть обвинений в адрес бывшего министра: адвокаты Абызова говорят, что обвинение построено вокруг одной сделки — продажи четырех новосибирских энергокомпаний государственному предприятию. Якобы Абызов и его партнеры завысили их стоимость более, чем в 20 раз. О том, в чем обвиняют экс-чиновника и как его бывшие коллеги комментируют это дело, рассказал Богдан Бакалейко.
Михаила Абызова сложно назвать типичным российским предпринимателем и даже чиновником. В 90-х он продавал одежду и оргтехнику, потом занимался поставками в Россию болгарских продуктов. Видимо, как только накопил капитал — пошел в энергетику. Стал топменеджером в «Новосибирскэнерго» и заместителем Анатолия Чубайса в РАО ЕЭС. После создал компанию по управлению собственными активами «Ру-Ком». К этому времени он уже был долларовым миллиардером и находился на 68 месте списка Forbes. А дальше — началась политическая деятельность.
Михаил Абызов в 2011 году на встречах с тогда еще президентом Дмитрием Медведевым начал предлагать идею «Открытого правительства». Это концепция, по которой работа государства должна быть максимально прозрачной и доступной для обычных людей. Либералу и новатору Медведеву такая идея нравилась. Абызову он предложил возглавить специальную комиссию «Открытого правительства».
Абызов сначала стал советником президента, а потом и министром. Ему пришлось отказаться от своего бизнеса. А его новое ведомство должно было бороться с коррупцией. И, по правде говоря, оно действительно пыталось это делать.
Сергей Алексашенко, экономист: Был март или апрель, конец президентства Медведева, 2012 год, и президент лично проводил открыто перед телекамерами разговор с «Открытым правительством» о коррупции. Я там выступал по вопросам высшей политической коррупции, как бороться с коррупцией на самом верху политической системы страны. Сегодня такого представить невозможно.
Можно также упомянуть сайт госзакупок — именно Абызов его перезапустил и добавил общественное обсуждение. Другой пример — сайт «Открытый бюджет». В общем-то эти порталы сейчас реально помогают журналистам находить коррупционные схемы в нашем государстве.
Были у «Открытого правительства» и провалы. Например портал «Общественная инициатива», в котором любой мог предложить свой законопроект. Если идея набирает 100 тысяч голосов и ее утверждает правительственный комитет, у нее есть шанс стать реальным законом. За все время приняли только 3 стотысячные идеи.
Или еще пример — сайт «россиябездураков.рф», где можно было жаловаться на чиновников. Масштаб глупости определить больше нельзя. Сайт не работает. Зато есть яркие цитаты Абызова. Совсем недавно он сказал — «за пять миллиардов долларов мы сделаем отечественных Илонов Масков». Пять на Масков не дали, зато задержали, по версии «Коммерсанта», из-за хищения 4 миллиардов рублей.
Якобы Абызов с компаньонами искусственно завысил стоимость четырех энергокомпаний и продал их подконтрольному минфину «Алмазювелирэкспорту». Но там эту версию опровергли. Получается, доподлинно масштаба обвинений мы не знаем, но в официальную версию все равно мало кто верит.
Константин Гаазе, политолог: Посмотрите, как идет обсуждение ареста в СМИ. Нет никаких разговоров, украл он, не украл, да. Условно говоря, элиты, люди, которые Абызова знают лично, пытаются, собственно говоря, донести ― я так понимаю, что до Кремля ― одну-единственную вещь: Абызов не жил в США, он жил в России постоянно, а в США не жил. Из этого можно понять, в чем, собственно, была причина ареста. То есть если адвокат и бывшие коллеги по правительству постоянно говорят: «Нет-нет-нет, он жил в России, у него семья в России, у него все в России», значит, и триггер это был.
Где жил Абызов наверняка неизвестно. По одной версии, он летел из Италии, где у него есть вилла, на день рождения другого экс-министра Аркадия Дворковича. Потом вроде бы стало известно, что Дворкович празднует день рождения не в России. По крайней мере 24 марта он был в Сан Марино. Конспирологических версий уйма. Рождают их чаще второсортные телеграмм-каналы. Ну и одна из версий — это очередной удар по Дмитрию Медведеву.
Фото: Pavel Golovkin / AP