209 задержанных, 110 протоколов. Как гуляла ночная Москва
Акция была несогласованная, все это знают. Но точно так же все знали, что она планируется, и все знали время начала – 19:00. Как раз к этому часу люди подтянулись.
Сама Манежная площадь была закрыта, подходы к ней – тоже. Поэтому протестующим оставили три анклава. Это угол у гостиницы «Националь», угол у Госдумы и тротуар у гостиницы Москва – три стороны этого перекрестка. Сначала все стояли спокойно, никаких лозунгов, только хлопали. Потом уже начали скандировать «Свободу!». На улице Охотный ряд неплохая акустика, выглядело это все внушительно. По разным оценкам, там было от 4 до 10 тысяч человек.
Полицейские решили зачистить самое близкое к Манежной площади место – тротуар у гостиницы «Москва». Там были первые задержания, но единичные; после этого осталось две группы людей, по разные стороны Тверской. Очень много народу скопилось у Госдумы. Надо сказать, что у Госдумы стоял всего один автозак, поэтому там никого особо не арестовывали. Люди начинали кричать больше и больше, и в какой-то момент толпа просто прорвала кордон ОМОНа, который не пускал ее на проезжую часть – это было где-то в начале девятого вечера. Примерно 50-60 человек выбежали на Тверскую, перекрыли движение. Но все остальные люди на проезжую часть не прошли. Несколько тысяч остались на тротуарах, просто хлопали. Полиция быстро справилась с протестующими, которые перекрыли движение – буквально за 10 минут. Это была, как ни странно, кульминация митинга, после этого все пошло на убыль. Приехало еще больше ОМОНа, полиция забаррикадировала тротуары автозаками.
Началось длительное «стояние на Тверской», как его окрестили в твиттере. Люди потихоньку расходились. К 22:00 осталось в разы меньше людей. Причем главные силы сосредоточились на парковке у Госдумы – там много места, было очень удобно. Но, видимо, полицейским это в какой-то момент надоело, и они начали всю эту акцию разбивать. Это было уже примерно в 23:00, и именно тогда начались первые жесткие задержания, когда людей начали задерживать без разбора. Пришедших разделили на две группы – одну погнали вверх по Тверской, одну в сторону Большого театра. Еще примерно на час все остановились на углу Охотного ряда и Большой Дмитровки – там, где находится выход из метро Театральная. Саму улицу перекрыли, активисты туда начали привозить воду и еду. Полиция сделала «последнее предупреждение», как это обычно бывает: «Эта акция несогласованная, просьба разойтись». И сразу митингующим пригрозили арестами. Собственно, так и получилось; и это, наверное, были самые жестокие полчаса за всю акцию, потому что вот тут хватали просто всех. Не важно, кто как себя вел и где стоял. Если ты попался под руку – тебя уведут. Там же задержали нескольких сотрудников прессы.
Алексей Майоров, глава Департамента региональной безопасности мэрии Москвы: У нас каждый вечер на улицы города Москвы выходит определенное количество людей, идущих с работы, на работу. Вчера вышла определенная группа людей, наиболее активных, которые решили провести – сегодня уже можно говорить – несанкционированное мероприятие. Я думаю, что правоохранительные органы правильно оценили ситуацию, все решения, которые они принимали, они действовали просто отлично.
Людей активно погнали вверх по Большой Дмитровке. ОМОН выстроился плотной цепью, пригнали много автозаков. Когда все дошли до Страстного бульвара, активистов просто не осталось – были недоумевающие журналисты и довольные полицейские. В этот момент уже вовсю распространили информацию о том, что новая «точка сбора» у памятника героям Плевны.
Там действительно собралось около 150 человек. Они были настроены провести ночь у памятника – ровно год назад там же, на Китай-городе начинался «Оккупай». Но у полицейских были другие планы, поэтому активистов опять начали задерживать. Кто-то оказался в автозаках, кто-то ушел домой.
Несколько десятков человек остались на ночь на Манежной площади, но там ОМОН их уже не задерживал.