«Это общая мракобесизация нашего общества»: Николай Сванидзе о том, почему гонения на художников стали новой нормой
Историк Николай Сванидзе побывал в гостях у Юлии Таратуты и объяснил, как скандалы вокруг «Матильды» связаны с делом Кирилла Серебренникова.
Как вам кажется, история про «Матильду» связана с историей про арест Кирилла Серебренникова и вообще всех фигурантов этого дела?
Связано. Я вам скажу так: это косвенная связь, она не прямая. Это общая, я бы сказал, мракобесизация нашего общества, это общее приниженное состояние культуры, несомненно, общее приниженное состояние науки. Это, кстати, и к разговору о ТЭФИ за просветительскую программу, это все связано между собой. Человек, который, у которого европейское имя в режиссуре, он как простой смертный может быть так грубо поставлен на место, и это показательно. Ты думаешь, что ты великий режиссер? Да ты не буду говорить кто. Конечно, это связано и с «Матильдой».
Понимаете, ведь еще несколько лет назад нельзя было бы представить себе такую кампанию против «Матильды» просто по одной причине: это художественное кино. Какая разница, кем там изображается Николай, целовался он с Матильдой, насколько глубоко он с ней целовался, спали они, не спали, что у них там было. Да какое кому дело? Это художественное кино. Мы же не пристаем к покойному Эйзенштейну из-за того, что у него нет ни слова правды в гениальном фильме «Александр Невский» или очень мало правды в гениальном фильме «Иван Грозный», ну мы же к нему не пристаем, потому что это кино. Мы же не пристаем к покойному Льву Николаевичу Толстому из-за того, что он не следует полностью исторической правде в романе «Война и мир». Ну и что? Это роман, это художественное произведение, это не учебник истории, поэтому никому бы в голову не пришла такая чушь, такой абсурд, что кто-то может затевать такой скандал из-за художественного фильма на историческую тему.