Олег Сенцов голодает уже 40 дней. Были сообщения, что он уже в очень тяжелом состоянии.Михаил Фишман пообщался с адвокатом международной правозащитной группы «Агора» Наташей Добревой. Он рассказала, как продвигается дело Сенцова в европейском суде и способен ли ЕСПЧ повлиять на судьбу Сенцова.
Наташа, здравствуйте. Насколько я понял, по вашему запросу Европейский суд по права человека направил запрос российским властям с требование предоставить данные о состоянии здоровья Сенцова. Они в итоге получили какую-то информацию и, если да, что им сообщили?
Дело Сенцова попало в Европейский суд по права человека в 2014 году, и это был мой последний опыт общения с Европейским судом, но теперь, учитывая развитие событий и ухудшающееся здоровье Сенцова, я отправила экстренное уведомление. Я напомнила, что 14 июня этого года Европарламент потребовал от России немедленно освободить Сенцова и что 15 июня уполномоченного по права человека Украины не пустили к Сенцову в колонию. И поэтому я попросила ЕСПЧ рассмотреть заявление Сенцова в приоритетном порядке.
На мой взгляд, есть как минимум две причины, почему они должны это сделать. Во-первых, это касается вопроса общего порядка: законность присоединения Крыма Россией. Во-вторых, это касается нарушения пятой статьи европейской конвенции — о незаконном ограничении свободы. И самое актуальное: существует угроза для жизни Сенцова — сегодня уже на 40-й день голодовки.
И каков результат? Связался ли суд с российскими властями?
В начале недели я получила факс от суда о том, что они будут добиваться ответа от российских властей и потребуют предоставить по факсу все документы о состоянии здоровья Сенцова. Отдельно они подчеркнули, что будут требовать от России ответа на следующий вопрос: как они собираются гарантировать, что Сенцов выживет, что они собираются делать, чтобы предотвратить его смерть, и что они делают, чтобы оградить его от пыток? Речь идет о том, чтобы избежать насильственного кормления. То есть, каким образом они собираются сохранить его достоинство в тюремном госпитале. Этот запрос российское правительство должно было уже получить, и у них есть крайний срок для ответа — до середины следующей недели, до 27 июня.
Я думаю, что к концу июля окончательное решение будет принято. Это станет прецедентом, потому что до сих пор подобное воздействие извне не касалось заключенных. Обычно в таких случаях речь идет о мигрантах: об их экстрадиции или депортации. И именно сейчас Европейский суд попросил Сенцова прекратить голодовку до тех пор, пока не станет известно окончательное решение по этому делу.
Да, мы все должны дождаться до конца июля и, что важней, Сенцов должен дожить до конца июля, в ситуации, когда каждый день на счету. Да, решение станет прецедентом, если суд примет итоговое решение по делу Сенцова, но сейчас главный и самый острый вопрос в следующем: может ли это общение ЕСПЧ с российскими властями что-то поменять в судьбе Сенцова здесь и сейчас?
Конечно, это поможет привлечь больше внимания к этому делу и это сможет гарантировать его жизнь и нормальные условия для него в тюрьме. Но, к сожалению, я не могу сказать с уверенностью, что он будет в итоге освобожден в этом или следующем месяце. Нам остается только ждать.
Хорошо, спасибо большое, спасибо.
Фото: Evgeny Feldman / AP