Владимир Путин, хоть и приехал в Кемерово, но так и не вышел встретиться с родственниками погибших в пожаре на стихийном митинге. Истории и «Курска», и «Норд‑Оста», и Беслана — научили одному: людей, от которых что‑то зависит, Путин не наказывает никогда. За 18 лет Владимир Путин научился переворачивать трагические страницы — и даже конвертировать их в политические реформы. Михаил Рубин об этом опыте президента.
Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж
Знаменитая улыбка в ответ на вопрос американского ведущего «Что случилось с подлодкой?» — это не единственная ошибка Владимира Путина в истории с гибелью «Курска». По неопытности президент повел себя неправильно чуть ли не во всем. Трагедия пришлась на отпуск президента. Но прервать его он не догадался – вернулся в Москву лишь пять дней спустя. И лишь через 10 дней после катастрофы едет встречаться с убитыми горем родственниками погибших моряков. Разговор не пошел.
Результат не заставил себя ждать. Рейтинг президента буквально рухнул. И он сразу взялся за исправление ошибок. По-своему.
Выпуск программы Сергея Доренко, во время которого ведущий раскритиковал действия властей во время трагедии, стал последним, Доренко больше в эфире не появлялся. Таков политический итог трагедии моряков. С тех пор во время всех трагедий Путин всегда действовал c учетом опыта Курска. Сейчас разберемся, что он изменил, а в чем, наоборот, остался себе верен.
В октябре 2002 захвачены заложники на Дубровке. Фирменный стиль президента виден вновь – к месту событий он не приезжает, с родственниками теперь не общается – слишком опасно. Некоторым видным политикам, по крайней мере по версии Бориса Немцова, запрещает вести переговоры об освобождении людей. «Я задал вопрос Волошину, почему Путин обратился в Думу, чтобы мы прекратили заниматься этим вопросом. Ответ меня убил, ответ был такой — потому что он боится, что у вас вырастет рейтинг», — рассказывал Немцов.
Зато сам президент на камеры постоянно проводит совещания. Чтобы было понятно — глава государства держит ситуацию под контролем. После штурма, в результате которого погибли более ста заложников, сразу выступил с телеобращением. Здесь Путин еще не совсем тот Путин. Помимо стандартных слов о том, что террористы не смогли поставить Россию на колени, прозвучало вот еще что.
Владимир Путин: Мы не смогли спасти всех. Простите нас.
Зато трагедия вновь стала поводом для борьбы со СМИ. Канал НТВ освещал трагедию не так, как хотелось бы Кремлю. И вот президент встречается с руководителями каналов и объявляет, что «телевизионная картинка на одном из общенациональных каналов, на которой были показаны передвижения спецназа и которая рассказывает, что происходит в здании, могла привести к огромной трагедии». Путин заявил, что это было сделано для того, чтобы поднять рейтинг канала.
И хотя НТВ перед штурмом на самом деле ничего такого не показывал, судьба канала решена. Его руководство вскоре было сменено, а сам канал постепенно превратился в вестник криминальной хроники. Но все это, конечно, ничто по сравнению с реакцией властей на следующую трагедию.
2004 год. Путин вновь не повторяет ошибку «Курска» и показательно прерывает отпуск. Пока террористы держат детей в заложниках, он работает в Москве. Зато после спецоперации, которая вновь привела к огромным жертвам, сразу прилетает в городок. Никаких встреч с родственниками. Только посещение больницы, встреча с бойцами и совещание.
И, конечно, обращение к нации. Путин эволюционирует — никаких больше извинений. Президенту и не за что извиняться. Он объясняет, что проблема в том, что развалился Советский Союз.
Решение проблемы, естественно, в очередном завинчивании гаек. Путин встречается с членами правительства и объявляет, что в терроризме виноваты прямые выборы губернаторов.
Выборы губернаторов отменили, но трагедии, к сожалению, продолжились. И Путин продолжил реагировать в привычном стиле. В 2016 году произошел теракт в питерском метро. Путин – в родном городе, но планы менять не стал. Спокойно встретился с президентом Белоруссии. И только закончив все запланированное, президент отправился почтить память жертв.
Только в прошлом году после крушения самолета в Подмосковье власти почему-то решили сделать вид, что Путин меняет свои планы. Но быстро выяснилось, что это совсем не так. Президент отменил поездку просто потому, что заболел.
Трагедия в Кемерово — и вполне привычная схема поведения власти. Путин планы не меняет — спокойно встречается с эмиром Катара и только на третий день отправляется в регион. На митинг к разъяренным жителям не выходит. Если какие-то ошибки и совершает, то не страшно. Ведь история с «Курском» показала, что со временем любые действия Путина можно показать в ином свете.
Снятый к выборам фильм Андрея Кондрашова – этакая летопись работы Путина. Автор описывает действия президента семнадцатилетней давности, те самые, которые тогда казались ошибкой: «Путин выходил к людям на растерзание, выходил как их президент».
Так что, в конце концов, неважно, как действует власть сейчас. Важно, как государственная пропаганда преподаст эти действия потом. На это ресурсов точно хватает.
Фото: Maxim Shemetov / Reuters