Пять сроков за мирный протест. Как приговоры фигурантам «московского дела» разошлись с реальностью

06/09/2019 - 22:38 (по МСК) Соня Гройсман
Поддержать ДО ДЬ

На этой неделе вынесли приговоры фигурантам «московского дела». Обвинения в «массовых беспорядках» были сняты с пяти из них, однако один из них, студент Егор Жуков, переведен под домашний арест и обвиняется в призывах к экстремизму в интернете. Соня Гройсман рассказала о фигурантах «московского дела» и о том, в чем они обвиняются. 

Московские суды начали рассматривать дела и за четыре дня сразу вынесли приговоры шести фигурантам «московского дела». Все они получили реальные сроки — за касания ОМОНовцев и посты в твиттере. 

Данил Беглец

26 лет, предприниматель из Люберец. По версии следствия, схватил росгвардейца за руку, причинив физическую боль. Признал вину. Судья Анатолий Беляков приговорил его к двум годам колонии общего режима. 

На видео, которое легло в основу обвинения, Беглец потянул за руку полицейского, который задерживал протестующих. А вот как трактовало это движение следствие: 

«С целью воспрепятствования служебной деятельности прапорщика полиции Антона Никитина — задержанию нарушителей порядка, зная, что Никитин является представителем органов власти реализовал преступный умысел — находясь сзади, схватил Никитина за запястье левой руки и причинил ему физическую боль».

Беглец признал вину и попросил об особом порядке рассмотрения дела, без исследования доказательств — рассчитывал скорее вернуться к жене и к детям — двухлетнему сыну и четырехмесячной дочке. 

Фигурант «московского дела» Данил Беглец: Я предприниматель и по сути не имею никакого отношения к политике. Но! Я не могу равнодушно относиться, когда нам, законопослушным гражданам, не дают право голоса! По поводу моего нахождения в СИЗО. Это ужасно! Мне не хватает моих близких, я безумно скучаю. Нету ничего дороже свободы!

Мать Беглеца Людмила: Мне без него полностью... Семья, первая семья, осталась без ничего, без его помощи. Она не может без него ничего сделать — ни воспитывать детей, ничего.

Иван Подкопаев

25 лет, компьютерный техник в библиотеке. Судья Александр Меркулов приговорил его к трем годам лишения свободы за распыление перцового газа в сторону полицейских. Признал вину.

«Около 14:30 у Подкопаева возник преступный умысел на применение насилия к силовикам — после чего он распылил слезоточивый газ из баллончика в лица Дементьева и Мелкозерова. В результате они получили химический ожог глаз, не опасный для здоровья».

В своем последнем слове молодой человек объяснял, что это была реакция на действия силовиков. 

Фигурант «московского дела» Иван Подкопаев: У меня не было цели причинить вред сотрудникам правоохранительных органов. Так получилось, что среди этих сотрудников были мои ровесники, ребята, срочники, которым я тоже когда-то был. Я искренне извиняюсь перед ними, просто так получилось, что мы оказались по разные стороны. Единственное, что спровоцировало мои действия было то, что они взяли металлическое ограждение [и начали давить им] на людей, среди которых были женщины и пожилые люди.

Подкопаев попросил об особом порядке, признал вину и извинился, и получил почти максимальное с учетом этих условий наказание.  

Евгений Коваленко

48 лет, охранник на железной дороге. Судья Олеся Менделеева назначила ему 3,5 года колонии за бросок мусорки в сторону полицейского. Вину не признал. 

На видео видно, как Коваленко пытается оттащить росгвардейца и потом бросает в полицейских в обмундировании мусорку. Суд решил, что сделал он это, «желая наступления общественно опасных последствий». В последнем слове он объяснял — в этот момент он пытался помешать избиению Бориса Канторовича. У Канторовича позже зафиксировали множество ушибов и гематом.

Фигурант «московского дела» Евгений Коваленко: Мои действия были продиктованы беспределом, когда на моих глазах начали избивать людей. Мои действия были направлены на то, чтобы воспрепятствовать этому. 

Из близких родственников у Коваленко только 70-летняя мать. После ареста Евгения она осталась одна. 

Адвокат Мансур Гильманов: К сожалению, суд просто проигнорировал нашу позицию и отказался вникать в контекст действий моего подзащитного и в ситуацию, которая рядом с ним происходила. А именно — то, что избивали мирных граждан.

Кирилл Жуков

28 лет. По версии обвинения, Жуков дернул за шлем нацгвардейца, чем причинил ему физическую боль. За это судья Марина Сизинцева приговорила его к трем годам колонии общего режима. Вину не признал. 

После митинга 27 июля Кирилл Жуков был задержан и сначала оштрафован. Момент, когда он дергает за шлем нацгвардейца попал в эфир Дождя, 2 августа его снова  задержали. Нацгвардеец на суде рассказал, как испытал боль: 

«Голова по инерции пойдет назад, лямки вдавились в подбородок, было неприятно, больно».

Дело рассмотрели за два дня. В последнем слове Жуков напомнил, что тоже был срочником. 

Фигурант «московского дела» Кирилл Жуков: Я молю вас, ваша честь, об условном сроке: ради матери, которая теряет здоровье из-за нервов, ради подопечных. Я не судим, я отдал все долги своей родине, даже придумывал новые и пытался их исполнять. 

Мать Жукова при этом назвала приговор сыну справедливым. 

Владислав Синица

30 лет. Менеджер из подмосковных Люберец. Получил пять лет колонии по обвинению в возбуждении ненависти либо вражды за твит о детях силовиков. Не признал вину.

В одном из твитов Синицы речь шла о деанонимизации полицейских и изучении фотографий с членами их семей — следствие увидело в нем призывы к насилию и угрозы. Сам Синица заявил, что против насилия и не согласен с обвинениями. 

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

Другие выпуски