Освобождение Полонского как шоу: почему отпустили самого экстравагантного предпринимателя России

14/07/2017 - 23:18 (по МСК) Анастасия Михайлова

Пресненский суд Москвы 12 июля освободил бизнесмена Сергея Полонского по делу о хищении 2,6 млрд рублей. Суд признал его виновным и приговорил к пяти годам колонии общего режима. Однако Полонский был освобожден в связи с истечением срока давности преступления. Как жил и чем занимался бизнесмен до уголовного дела и за что конкретно попал на скамью подсудимых, рассказала Анастасия Михайлова. Михаил Фишман также поговорил с адвокатом Сергея Полонского Романом Котельниковым, который рассказал о подробностях дела.

Еще несколько лет назад Сергей Полонский был одним из самых успешных российских бизнесменов. Миллиардер из списка Forbes, владелец крупнейшей строительной компании «Миракс Групп».

Два последних года Полонский провел в российской тюрьме. По версии следствия, он похитил 2,6 млрд рублей при строительстве жилого комплекса «Кутузовская миля». Два дома для коммерческой продажи и два дома — для расселения 5-этажек: «Данный проект был дан компании ФЦСР в 2001 году, подписан без конкурса и до 2005 года компания ФЦСР не сделала ничего по этому проекту. Здесь было все в нулевом состоянии. В 2005 году нас попросил Владимир Ресин и вместе с Юрием Витальевичем Масляковым заняться этим проектом и сделать реконструкцию этого квартала. Потому что вся программа по реконструкции 5-этажек летела... не двигалась собственно говоря», — рассказывал сам бизнесмен.

Но в 2009 году стройка была остановлена. По версии следствия, Полонский перекинул деньги вкладчиков на строительство «Башни Федерации». Сам Полонский объяснял — строительство остановили по вине компании-заказчика ЗАО ФЦСР. Ее директор Иван Иванов расторг контракт с «Миракс Групп» в одностороннем порядке. Во всем проекте заказчик должен был получить только 5% от построенного жилья. Но разорвав соглашение ЗАО ЦФСР получила все, утверждает сторона защиты бизнесмена.

Полонский: Я это построил, от начала и до конца

Иванов: Полонский собрал 5,6 млрд рублей с физических лиц, они тоже тут присутствуют. А вложил в стройку 2,5 млрд. Я это подтверждаю, что вложено 2,5 млрд. Отвечайте, куда дели деньги, 3,5 млрд. Вы потратили их на Башню Федерации, на Курский вокзал.

Полонский устраивал забастовки около стройки и пытался оспорить расторжение контракта в арбитражных судах. Но проиграл споры: «На основании поддельных графиков, а было видно, что графики поддельные, было вынесено решение в сторону господина Иванова», — прокомментировал ситуацию бизнесмен.

В 2012 году следователи возбудили уголовное дело. Но Полонский уже находился в Камбодже. Жил на частном острове и устраивал вечеринки. А на Новый год попал на несколько месяцев в местную тюрьму за нападение на экипаж лодки.

Спустя два года, в мае 2015, Камбоджа выслала Полонского в Россию. Официальной причиной стало нарушение миграционного законодательства.

В Россию Полонский прилетел уже в сопровождении российских спецслужб. Из аэропорта его сразу проводили в следственный изолятор.

Прокуратура требовала приговорить Полонского к 8 годам заключения. Сторона защиты — оправдать. Адвокаты настаивали, что Полонский не похищал деньги дольщиков, а напротив, вложил в строительства средства компании: «Где пострадавшие? Здесь есть хоть один пострадавший, поднимите руку. Ни одного пострадавшего нет», — спрашивал Полонский.

Первый коммерческий корпус «Кутузовской мили» был сдан еще в 2012 году. Строительство второго дома возобновилось весной 2016 года и всем вкладчикам компания ЗАО «ФЦСР» обещала передать проданные квартиры в 2018 году: «Все граждане получили квартиры. Остался вопрос только с гражданами 18 корпуса. Это 106 человек примерно», — рассказал адвокат бизнесмена Роман Котельников.

В итоге суд признал Полонского виновным, но освободил от наказания. Причиной стало истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

Адвокат бизнесмена Роман Котельников рассказал, что защита ожидала оправдательного приговора, хотя, признался Котельников, это было «самонадеянно». Пока Полонский и адвокат не решили, будут ли обжаловать приговор суда.

Полная расшифровка программы:

Я поздравляю вас и вашего клиента с тем, что он вышел из тюрьмы. Когда бизнесмен выходит на свободу, это всегда хорошо. В наших условиях я бы сказал, что это такая аксиома. Но тем не менее это освобождение выглядело со стороны совершенно чудесным, его никто не ожидал, и хочется немножко подробностей: каким образом, почему вдруг Сергей Полонский, с чем мы его поздравляем, вышел на свободу? Что это значит, как это было переквалифицировано? Раньше шла речь про такое мошенничество, потом про такое мошенничество, потом про мошенничестве в предпринимательстве, которое отменили еще в медведевскую эпоху, если мне не изменяет память. И бабах — по истечению срока давности. У меня в голове не сходится.

Это действительно замечательное событие, что произошло. Самое главное, что Сергей Юрьевич сейчас находится на свободе.

С этого мы начали.

И, безусловно, это была кропотливая долгая работа, которая в итоге привела Сергея Юрьевича на свободу. Мы, конечно, ожидали, что у нас будет оправдательным, быть может, в нашей стране это самонадеянно.

С нашим количеством оправдательных приговоров — пожалуй.

Совершенно верно. К сожалению, суд не принял решение оправдать, но, вы знаете, я бы сказал, это соломоново решение — выпустить Сергея Юрьевича, переквалифицировать, и действительно в данном случае суд признал, что Сергей Юрьевич — предприниматель.

Что это значит? Не мошенник в смысле?

Ему инкриминировалось мошенничество, обычное мошенничество. И на тот момент действовала статья 159.4.

Сговор группы лиц?

Это уже квалифицирующие признаки, а сама суть — мошенничество в особо крупном размере. Значит, она действовала на тот момент, и, безусловно, исходя из обвинения, следствие изначально и должно было предъявить данное обвинение. Но вы знаете, если бы следствие сразу предъявило это обвинение, то, к сожалению, вернее, к счастью, Сергей Юрьевич должен был быть на свободе давным-давно уже, потому что предпринимателя нельзя содержать в СИЗО. И каждый раз на каждом вопросе о мере пресечения сторона защиты указывала на то, что Сергей Юрьевич — предприниматель, безусловно. Уполномоченный по защите прав предпринимателей давал соответствующие…

Я понял, да.

К сожалению, суд это не принимал, каждый раз продлевал меру пресечения.

Но принял, что предприниматель, и выпустил. В этом смысле фактор СИЗО уже неважен. А срок давности почему? Я, честно говоря, не понял.

Сергею Юрьевичу инкриминируются события 2008 года, 10-летней давности события. Конечно, все это уголовное дело, на наш взгляд, — это целиком и полностью предпринимательская деятельность и, безусловно, тут нет уголовной составляющей даже. И в данном случае, поскольку суд не принял решения оправдать, но он отпустил, сделав такое решение. Мы еще не приняли свое решение, будем ли мы обжаловать.

Это понятно. Я спрашиваю про срок давности.

Срок давности — 10-летняя давность события, 6 лет срок привлечения по статье 159.4, и суд с этой точки зрения, исходя из этой квалификации, к которой он пришел, принял решение, что срок истек. Совершенно верно, он истек, но мы считаем, что он должен был быть оправдан, конечно же.

Что касается оправдания, я в двух словах эту картину восстановлю. Строитель, девелопер Полонский привлекает деньги, строит свои «Золотые ключи» и что там он строит, случается кризис, естественно, у него возникают проблемы с деньгами, и, естественно, возникают какие-то сложности. Это уже квалифицируется, по крайней мере, с точки зрения прокуратуры, как мошенничество. То есть неудачное ведение бизнеса, в котором действительно оказывается, что бизнесмен не в состоянии выполнить свои обязательства.

Я понял ваш вопрос, но я с этим не соглашусь. Тут надо выяснить вопрос: а все-таки почему дом не был достроен, «Кутузовская миля»? Это основное обвинение, Сергею Юрьевичу которое предъявляется. И было указано постоянно 5,7 миллиардов. Никогда 5,7 миллиардов не было, всегда инкриминировалось 2,4 миллиарда рублей. Эти денежные средства, стройка была произведена даже в большем размере, вложено в строительство больше денежных средств на 300 миллионов, исходя из экспертизы строительно-технической, проведенной следствием. Следствие само провело эту экспертизу, кстати, уже после ареста Сергея Юрьевича, когда он прибыл в российское СИЗО. После этого только провели и установили, что денег вложено-то, оказывается, больше.

Потом важный вопрос: так почему не был достроен дом? А дом-то не был достроен, потому что компанию просто отстранили через суд. В судебном порядке расторгли инвестиционный контракт  с компанией ФЦСР. ФЦСР — руководитель Иванов Петр Игоревич, сейчас находится в розыске, не по нашему уголовному делу, но, конечно же, он связан. Мы неоднократно обращались к следствию, к суду, к прокуратуре, к сожалению, всегда оставался не отвеченным этот вопрос. Собственно, почему никто не анализирует тот вопрос, что компанию просто отстранили в 2009 году и забрали этот проект. Все мы помним, как он голодал на стройке.

Помним-помним, было очень эффектно. Вообще все, что делал Полонский, было эффектно, я бы сказал так. Скажите, какие дальше планы у вашего клиента? Он собирается возвращаться обратно в бизнес или он собирается мигрировать, как ему советуют, говорят: «Ты что, с ума сошел, уезжай быстрее». По-моему, Евгений Чичваркин, его большой приятель, кстати, в прошлом ему советовал. Что он собирается? Или вы все-таки будете апеллировать, потому что он осужден судом, он у нас по закону теперь мошенник?

Смотрите, что я скажу на это. Давайте начну с конца, как Сергей Юрьевич любит у нас. Во-первых, истечение сроков давности и суд освободил от наказания, Сергей Юрьевич считается несудимым.

То есть нечего и оспаривать?

Вернемся к этому вопросу, когда получим мотивировку приговора.

Он виновен, он же виновным признан.

Знаете, истечение сроков давности, не может быть производство продолжено. Мы вернемся к этому вопросу позже, когда мы увидим мотивировку, нужно ее почитать, и мы, конечно же, обсудим, и Сергей Юрьевич примет решение вместе с нами о том, будем ли мы обжаловать или нет. Самое главное, что он на свободе. И, конечно же, Сергей Юрьевич всегда говорит, что он не виноват, и, безусловно, мы всегда содействовали в предоставлении доказательств, мы просил суд истребовать доказательства от ЗАО ФЦСР по другому обвинению. К сожалению, не во всех ходатайствах было удовлетворено, было отказано, свидетели многие не явились, был огромный перечень свидетелей.

Все-таки уедет или останется? Мне все-таки подсказывает какое-то внутреннее понимание сути вещей, если угодно, что Полонскому будет довольно трудно вписаться в бизнес сегодня, тем более в большой.

Знаете, я думаю, Сергей Юрьевич имеет очень много идей по бизнесу, по общественной деятельности, вообще для России он довольно много имеет идей, чтоб улучшить условия. И я думаю, следует ему задать вопрос, чем он будет заниматься.

С удовольствием. Мы сейчас звали Полонского, конечно, но, вероятно, ему все-таки надо отдохнуть. Спасибо большое. 

Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Другие выпуски