Кто, кого и зачем бомбит в Сирии?
Для России война началась в среду 30 сентября. Первый удар нанесен к северу от города Хомс. Официальная позиция Минобороны: точечные удары наносятся по террористам из «Исламского государства». Эксперты говорят, что в этом районе ИГИЛ нет. Там режим Асада воюет с радикальной Jaish al Fatah, «Армией освобождения», в ряды которой входят салафитская группировка Ahrar al Sham и связанный с «Аль-Каидой» Nusra Front.
Для России война началась в среду 30 сентября. Первый удар нанесен к северу от города Хомс. Официальная позиция Минобороны: точечные удары наносятся по террористам из «Исламского государства». Эксперты говорят, что в этом районе ИГИЛ нет. Там режим Асада воюет с радикальной Jaish al Fatah, «Армией освобождения», в ряды которой входят салафитская группировка Ahrar al Sham и связанный с «Аль-Каидой» Nusra Front.
Фишман: Итак, для России война началась 30 сентября в среду, около 15 часов дня по московскому времени. Собственно, телекомпания CNN первой сообщила о том, что, возможно, нанесен первый российский авиаудар в районе города Хомс, это вот здесь на этой карте. Рядом со мной стоит Орхан Джемаль, известный российский журналист, очень хорошо разбирающийся именно в этих вопросах. Поэтому, Орхан, тебе слово, если можно, расскажи, пожалуйста. Мы просто хотим понимать, во-первых, где были нанесены удары Россией и, во-вторых, кто там находится.
Джемаль: Давайте сначала мы объясним, что здесь изображено.
Фишман: Давайте.
Джемаль: Вот это карта Сирии. Желтым отмечены те области, которые контролирует курдское ополчение. Курдское ополчение – фактически тот самый наземный корпус, который используется анти-ИГИЛовской группировской №1 под эгидой США. С сентября прошлого года они действуют при поддержке американской авиации и их союзников.
Фишман: Воюют с ИГИЛ?
Джемаль: Воюют с ИГИЛ, именно с ИГИЛ. Серые территории – это территории, находящиеся под…
Фишман: Мы только оговорим, что ИГИЛ – запрещенная в Россия организация.
Джемаль: Согласно законам, мы должны упомянуть это, да.
Фишман: Так. Красная зона – это Асад.
Джемаль: Красная зона – это Асад. И зеленая зона – это Свободная сирийская армия, собственно, это те люди, которые начинали эту гражданскую войну. До 2013 года вся вот эта территория должна была бы быть зеленой, это занимали отряды Свободной сирийской армии. Но из Ирака, где на тот момент существовало ИГ, был нанесен удар по ним, и вот их сместили фактически до этой зоны. Таким образом мы видим здесь участки фронта, где реально ИГИЛ соприкасается с Асадом. Это темно-серая зона и ярко-красная зона.
Фишман: Собственно, их два.
Джемаль: Вот под Алеппо один небольшой участок, в районе Сулеймании (здесь не отмечено, что это Сулеймания) второй небольшой участок. Формально в Пальмире, но там, скажем, соприкасается с зоной не военных действий на данный момент. Вот эти два участка, где соприкасается собственно Асад с ИГИЛ. Все остальное – Свободная сирийская армия, которая в основе своей – «Братья-мусульмане», старые противники режима Асада (и отца, и сына), в 1982 году самые крупные события были, так называемый мятеж «Братьев-мусульман» в Хамме. И вот собственно по Хамме и Хомсу были нанесены первые удары. Вот здесь были нанесены первые удары три дня назад. Как видим, это территории, где находится Свободная сирийская армия.
Фишман: С которой воюет Асад и которая точно не ИГИЛ.
Джемаль: С которой воюет Асад и которая точно не ИГИЛ. Ближайшие позиции ИГИЛ находятся вот здесь, под Сулейманией. И это 80 км, самые ближние посты. В район Хомса выдвигаются иногда разведгруппы ИГ, но это такие диверсионные рейды. Далее в тот же день был нанесен удар по Деръа, это самый юг, здесь тоже стоят отряды Свободной сирийской армии.
Фишман: Которая включает в себя несколько разных группировок, если я правильно понимаю? Это не однородное образование.
Джемаль: Свободная сирийская армия – союз шести крупных отрядов. Самый большой из них – Ахрар аш-Шам, собственно, те самый сирийские «Братья-мусульмане», которые традиционно борются с Асадом.
Фишман: Тоже очень радикально настроены.
Джемаль: Достаточно радикально настроенные, но террористами не являющиеся. Их никто не признает в этом качестве. Тем не менее надо сказать, что в этой группе, в этой ассоциации есть отряд, который называется Джабхат ан-Нусра, их признают в качестве террористов, потому что они являются людьми, присягнувшими Аль-Каиде.
Фишман: То есть имеется в виду американцы признают? Кто же еще.
Джемаль: Русские тоже признают.
Фишман: Она, кстати, запрещена тоже. И еще вот эти точки.
Джемаль: В Идлибе был нанесен по двум провинциальным городкам (в провинции Идлиб), это тоже зона Свободной сирийской армии. Таким образом мы видим, что первые два дня бомбили исключительно Свободную сирийскую армию, не затрагивая ИГ вообще. После чего поднялся скандал, нам стали предъявлять: «Вы говорили, что бомбить будете ИГИЛ, а бомбите вроде повстанцев». Причем под Хомсом разбомбили группу, которая вообще была накоротке с ЦРУ США, снабжала. Сегодня уже в середине дня был действительно нанесен удар по двум городам Эль-Бабу и Дейр-Хафиру, это города, действительно входящие в ИГ, контролируемые ИГ. О потерях среди боевиков у меня пока нет информации, но знаю, что удар был по рынку, есть жертвы среди мирных. Это есть.
Фишман: Спасибо большое. Вот такая картина боевых действий в пересказе и демонстрации от Орхана Джемаля.