Прошло пять дней с пожара в торговом центре «Зимняя Вишня» в Кемерово. 64 погибших, 41 ребенок — дети, которые не смогли сами выбраться из запертого кинозала и которых не вытащили спасатели. После странной паузы траур все‑таки был объявлен: власти осознали, что имеют дело с одной из самых страшных трагедий в России. Маша Борзунова — о развитии событий вокруг «Зимней вишни».
Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж
Еще в день пожара — 25 марта — родственники пострадавших в торговом центре «Зимняя вишня» начали собираться в наспех организованном штабе МЧС. Новостей от спасателей почти не было: а телефонные трубки обрывали родные, которые все еще надеялись спастись. Пожар начался утром в воскресенье, но только к вечеру стало понятно, что количество жертв будет исчисляться десятками.
За этой трагедией вся Россия следила онлайн: в интернете кто-то смог перехватить частоту, по которой спасатели координировали свою работу. Официальных новостей почти не было, власти молчали.
Во вторник утром к импровизированному мемориалу у торгового центра приезжает Владимир Путин. Он возлагает цветы и едет на совещание к губернатору Тулееву.
Это как две параллельные реальности: пока Путин и Тулеев проводят совещание за закрытыми дверьми, на площади кемеровчане требуют отставки губернатора и зовут президента выйти к ним. В этот момент Тулеев извиняется перед Путиным и говорит, что в городе уже работает оппозиция, чтобы накалить обстановку.
В пожаре у жителя Кемерова Игоря Вострикова погибла вся семья: трое маленьких детей, жена и сестра. По сути он стал лицом этой трагедии. От власти к кемеровчанам на площадь вместо Тулеева и Путина выходили чиновники в ранге замгубернатора.
Кемеровчане не верят в официальную цифру погибших: в соцсетях распространятся аудиозаписи, в которых утверждается, что жертв — сотни. Тогда инициативная группа решает сама поехать в морги и составить списки погибших и пропавших: информация про сотни погибших не подтверждается.
Когда общенациональный траур еще не объявили, в разных городах жители стали сами организовывать акции памяти. Во встречах, созданных в социальных сетях, люди спорят: кто-то считает, что надо выйти в центр города и почтить память погибших молчанием, без политики, а кто-то, наоборот, говорит, что молчать уже хватит: надо требовать.
И вот после визита Путина в Кемерово общенациональный траур был объявлен. Мэрия Москвы организовывает собственную акцию памяти. По словам источников «Эха Москвы», чтобы перехватить повестку у оппозиционеров. Но на Пушкинскую площадь приходят тысячи людей с цветами, свечами и игрушками. Несмотря на споры, акция памяти все-таки превращается в политический митинг.
На федеральных каналах уже начали восторгаться президентом Путиным и призывали его поддержать и клеймили оппозицию, которая пытается воспользоваться трагедией.
К концу недели накал страстей стихает и в Кемерове: в четверг вечером Игорь Востриков после встречи с губрнатором Тулеевым говорит, что проблема не в администрации и не в президенте.
Так, трагедия, которая, казалось, сплотила людей по всей стране, к концу недели превратилась в очередной повод для споров в соцсетях.
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
*По решению Минюста России Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.