«Путиномика» хуже сталинской экономики? Сергей Гуриев о правде и мифах СССР

08/12/2021 - 19:11 (по МСК) Сергей Гуриев
Поддержать ДО ДЬ

В этом выпуске Сергей Гуриев рассказывает об экономике СССР и чем современная «путиномика» похожа не советскую. 

Наки: Здравствуйте, я Майкл Наки и это программа «Что же делать», программа Сергея Гуриева. И он, конечно, тоже здесь, на связи. Здравствуйте, Сергей.

Гуриев: Здравствуйте, Майкл.

Наки: Сегодня поговорим об очень интересной теме, которая волнует многих, несмотря на то что, казалось бы, это дела давно минувших дней. Не так давно в истории человечества произошла, по мнению Владимира Путина, величайшая геополитическая катастрофа, а именно развал Советского Союза. И с того момента не утихают споры о том, было ли там хорошо, было ли там плохо, хороший ли был там пломбир, и вообще, не стоит ли нам какие-то элементы в том числе советской экономики интегрировать в нашу нынешнюю реальность, потому что путинская экономика работает с каждым годом все хуже и хуже. Вот про экономику Советского Союза сегодня и поговорим. Скажите, пожалуйста, Сергей Маратович, а в целом сегодняшняя экономика, чем она похожа и чем не похожа, возможно, на советскую? Я имею в виду, в России.

Гуриев: Майкл, спасибо, это действительно очень важный вопрос, потому что все больше и больше людей разочаровывается в «путиномике», считает, что она работает не на них и пытаются искать какие-то решения, в том числе и связанные с мифическим Советским Союзом, где всем жилось хорошо, где был вкусный пломбир и, по крайней мере, не было такого неравенства и такой несправедливости. Чем путинская экономика похожа на советскую? На самом деле какие-то черты сходства есть, но есть и громадные отличия. Путинская экономика — это все-таки рыночная экономика, в этой экономике нет дефицитов. Если вы приходите в магазин и у вас есть деньги, вы можете продукты купить. Если вы хотите покупать импортные продукты, вы можете делать и это, если вы хотите производить что-то на экспорт, вы тоже можете это делать. И в этом смысле это кривая, косая, коррумпированная, но все-таки рыночная экономика. Советская экономика была совсем другой. И мы сегодня поговорим с вами о том, как она переходила от одного дефицита к другому, была ли она справедливой, эффективной, конкурентной и так далее, но в целом это была совершенно другая экономика, это огромный эксперимент, беспрецедентный эксперимент в истории человечества, этот эксперимент, как видно, завершился не очень успешно, судя по тому, что советской экономики больше нет. Но есть и сходные черты, и сходные черты заключаются в том, что современная российская экономика характеризуется большим влиянием государства, многие решения принимаются буквально в нескольких кабинетах, в российской экономике большую роль играет государство, государственные компании, государственные корпорации, олигархи, близкие к Кремлю. И в этом смысле это не совсем децентрализованная экономика, которую хотели построить рыночные реформаторы и которую построили, например, реформаторы во многих других посткоммунистических странах. И в этом смысле какая… какая-то схожесть есть. Но все-таки, конечно же, это небо и земля. При всех недостатках путинской экономики это рыночная экономика.

Наки: Давайте поговорим тогда про антоним рыночной экономики, да, про экономику плановую, собственно, то самое, что было в Советском Союзе, что это вообще такое, в чем ключевые отличия и какая есть у вас критическая позиция по поводу этой самой экономики, коль скоро вы, очевидно, из вашего предыдущего высказывания, относитесь к ней с негативом?

Гуриев: Да, вы знаете, я как исследователь занимаюсь этими вопросами, написал научную статью и про сталинскую индустриализацию, и только что мы написали вместе с моим соавтором Екатериной Журавской и Андреем Маркевичем большой обзор недавних исследований и о дореволюционной, и о советской экономике. Советская экономика — это действительно беспрецедентный эксперимент. Революция случилась, в том числе и потому, что дореволюционная экономика была не очень эффективной и, мягко говоря, не очень справедливой. Также порождала большой уровень неравенства, монополизации, и большевики говорили о том, что они могли бы ускорить модернизацию страны, построение современной промышленности, если бы они сломали хребет рыночной экономике и сверху вниз просто начали бы приказывать строить электростанции здесь, заводы здесь, железные дороги там, и для них это была такая суперидея ускорения экономического прогресса за счет принятия решений сверху вниз. На самом деле многие из этих решений материализовались с огромными человеческими…

Другие выпуски