«Деньги считают пальцами, почему светятся ладони?»
В субботу, 25 июня, губернатора Кировской области Никиту Белых арестовали на два месяца по делу о взятке. Белых был задержан накануне в московском ресторане, его подозревают в получении взятки размером 400 тысяч евро от иностранного инвестора. Белых на допросе заявил, что это были на нужды Кировской области и свою вину не признает. Ксения Собчак и Павел Лобков обсудили эту тему с адвокатом Никиты Белых Сергеем Тетериным.
Лобков: Сергей, вы первым обратили внимание на некоторые неувязки, на то, что были помечены не только купюры, но и сам мешок тоже светился. Даже прикосновение к мешку уже бы оставило то, что считается неопровержимым доказательством взятки, правильно?
Тетерин: Да, вы все правильно поняли. Первое, что у меня вызвало подозрение: светятся только ладони. А почему пальцы не светятся, если он брал купюры и считал их? Должны светиться и пальцы. Там четко показано, что светится внутренняя часть ладони.
Лобков: Если вы берете деньги, вы их берете кончиками пальцев.
Тетерин: В любом случае считаешь пальцами, а не ладонями, правильно? Я думаю, что здесь четко было спланировано, любая взятка ― это провокация. Без провокации взятки не будет.
Собчак: Таким образом получается, что у нас вообще никто взяток не берет?
Тетерин: У правоохранительных органов это называется «выявление».
Лобков: Тем более что, как сейчас уточнили источники РИА Новости, это прошло два раза. Убедились, что канал существует, а это был третий раз, на котором, по версии следствия, Никита Белых был пойман с поличным.
Тетерин: Мы в данный момент можем только анализировать либо обсуждать этот момент, конкретики мы еще не знаем.
Собчак: Какое на сегодняшний момент официальное заявление Никиты Белых?
Тетерин: Что он не брал взятки.
Собчак: Мы все читали в прессе, что это были деньги на нужды города.
Тетерин: Да.
Собчак: Но ведь тоже странно, согласитесь, что деньги на нужды города берутся в наличной форме в ресторане. Получается, он не отрицает сам факт того, что он действительно брал эти деньги (по его заявлению, на нужды города).
Тетерин: Взятку можно обозвать по-всякому, скажем так. Те отношения, которые были у него с тем же предпринимателем, на что это было.
Лобков: Какого из них вы имеете в виду? Немецкий предприниматель, который сейчас проходит в статусе свидетеля?
Тетерин: Да, Зудхаймер.
Лобков: Он давно сотрудничал со следствием.
Тетерин: Без него этого бы не было.
Собчак: Вы можете нарисовать ситуацию, при которой губернатор города мог бы на законных основаниях брать такую сумму на нужды города наличными в ресторане?
Тетерин: Ксения, законно или нет ― это уже судить правоохранительным органам.
Собчак: Можете ли вы гипотетически нарисовать некую ситуацию, которая при этом была бы законной?
Тетерин: Нет, в данный момент… Закон для всех один, скажем так. Оприходование денег должно быть законным. Есть разные формы законного оприходования, что и хотел сделать Никита Белых.
Лобков: Отсутствие законного оприходования денег еще не является фактом получения взятки.
Тетерин: Конечно же, это разные вещи.
Собчак: Но все равно является незаконным, просто не является этой статьей.
Тетерин: Да, другая квалификация.
Собчак: Что грозит, если мы говорим именно о незаконном наличном обороте, но без доказанного факта взятки? О каком наказании мы говорим?
Тетерин: Это налоговое преступление в формате статьи 198. Там другое наказание, до пяти лет.
Лобков: С возможностью условного?
Тетерин: Само собой. Либо штрафы.
Лобков: А взятка, принятая государственным лицом, не подразумевает условного наказания?
Тетерин: Нет, взятка предусматривает также альтернативное наказание в виде штрафа, кратного сумме взятки, в размере примерно от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки. Это идет как самостоятельное наказание, но оно альтернативное, помимо реального срока.
Лобков: Меня смутило то, что сначала говорили о сумме в 400 тысяч евро, а теперь оказалось, что было всего 150, остальные 250 тысяч были переданы двумя траншами раньше. Когда эти два пресс-релиза накладываешь друг на друга, получается странная вещь: деньги, которые были в пакете, не были пересчитаны.
Тетерин: Я понял ваш вопрос. Мне тоже это показалось очень странном. Мы увидели СМИ, везде показывают эти деньги, как сидит Никита Белых, рюмка на столе, какая-то сумма, зеленые купюры. Все говорят о том, что там якобы было 400 тысяч. Честно говоря, в обвинении у нас была общая сумма 400 тысяч.
Собчак: По вашему мнению, почему Никита Белых все-таки пока задержан, почему он не выпущен под залог?
Тетерин: Это наша правоохранительная и судебная система. Во-первых, это считается особо тяжким преступлением.
Собчак: То есть до суда у Никиты Белых, скорее всего, не будет шанса выйти на свободу.
Тетерин: Будет, скорее всего, продление срока заключения под стражей, потому что это дело не двух-трех месяцев, посмотрим, сколько будет длиться следствие. Я думаю, что больше полугода.
Лобков: Вы общались с господином Зудхаймером?
Тетерин: Нет.
Лобков: Он засекречен следствием?
Тетерин: У нас нет такой информации.
Собчак: Вы общались с вашим клиентом, с Никитой Белых. Что он думает? Он считает, что это политический заказ? Если да, то кому это сейчас выгодно и почему? Говорили ли вы об этом?
Тетерин: Нет, Ксения, у нас не было такого разговора.
Собчак: Он отрицает свою виновность.
Тетерин: Конечно. Я тоже так думаю, потому что это не тот человек, который будет этим заниматься.