Работник шахты «Листвяжная» рассказал о неработавших аппаратах с кислородом
В шахте «Листвяжная» в Кемеровской области, где в результате взрыва погиб 51 человек, не работали многие самоспасатели ― портативные дыхательные аппараты с кислородом, которые выдаются горнякам на случай ЧП. Об этом в интервью Дождю сообщил дизелист Юрий Суворов, работавший в день аварии на шахте.
В момент аварии он оказался недалеко от входа в шахту. По словам рабочего, он слышал «небольшой хлопок, как будто на конус кусок породы упал», а потом началось задымление.
«С и надшахтного выходит [человек], я не знаю, слесарем он по-моему [работает], говорит: „Пацаны, там вообще темень, дышать нечем“. Давай спасатели вскрывать, один вскрыли, второй, третий, ни один спасатель не работает. Мы штук 15 наверно вскрыли, вот из этих 15 спасателей один только рабочий был», ― рассказал Суворов.
Суворов рассказал, что для разных этажей шахты использовались разные датчики для замера уровня метана. По его словам, им выдавали датчики, которые были заклеены скотчем, из-за чего они показывали некорректный уровень концентрации метана.
«Когда в приборной прибор берешь, у тебя спрашивают : „Ты куда идешь?“ На 33-й. Вот тебе этот прибор. У второго спрашивают: „Ты куда идешь?“ На 30-й. А тебе вот этот прибор. Были такие моменты. <…> Я понять не могу, в прибор смотрю, у меня 0,4% на приборе. Ну такого быть не может! Дизель верещит, фонарик моргает, то есть сигнализирует о наличии метана. А в приборе 0,4%. Беру проволоку, расколупал бумажки, чем заклеивали прибор… Буквально минуты за полторы, даже меньше, за минуту — сразу циферки побежали, 2,5%».
Подробнее о том, что случилось в шахте, смотрите в репортаже Дождя.
Взрыв на шахте «Листвяжная» произошел 25 ноября. Под землей в этот момент работали 285 человек. Погибли 46 горняков и пятеро спасателей. Работы по подъему тел на поверхность продолжаются до сих пор.
По предварительной версии, в шахте взорвался метан.
Следственный комитет возбудил уголовные дела о нарушении требований промышленной безопасности (часть 2 статьи 217 УК) и о халатности. Задержаны пять человек, в том числе начальник шахты Сергей Махраков и двое инспекторов Ростехнадзора.
Генпрокуратура возбудила 25 административных дел против руководства «Листвяжной». По словам главы ведомства Игоря Краснова, на шахте «гладко все было только на бумаге». Фактически же были неисправны источники питания, датчики измерения метана, не обновлялась система, определяющая местонахождение рабочих в горных выработках.
По данным Следственного комитета, в шахте не проводили проверки, а руководство систематически скрывало факт «чрезмерной загазованности шахты метаном».
Фото на превью: пресс-служба Администрации правительства Кузбасса