Кто пытался собрать «грязную бомбу» для «Исламского государства»
За прошедшие пять лет на территории Молдавии были сорваны как минимум четыре попытки различных преступных групп продать радиоактивные вещества террористическим группировкам для создания «грязной бомбы», свидетельствуют данные расследования журналистов Associated Press Дезмонда Батлера и Вадима Джирды. На основе материалов следствия авторы материала прослеживают связи между посредниками, у которых изъяли радиоактивные вещества, и конечными продавцами российского происхождения.
Корреспонденты агентства опираются на данные прослушек, видеослежки и следственные документы, а также на рассказ молдавского следователя Константина Малика, который участвовал в операциях по задержанию посредников.
Впервые Малик столкнулся с попыткой продажи контрабандистами радиоактивных материалов в Молдавии в 2009 году. Тогда 27-летний офицер полиции занимался делами о мошенничестве. Один из информаторов по делу фальшивых евро рассказал, что ему неоднократно предлагали купить радиоактивные материалы. «Слышал когда-нибудь про уран?» — поинтересовался информатор следователя, который тогда не осознавал опасность этого вещества «не только для страны, но и для человечества».
Вскоре информатор Малика получил новое предложение купить уран, и в это же время Молдавия начала сотрудничать с США в деле борьбы с контрабандой ядерных материалов. Подозреваемых задержали в 2010 году, когда посредники пытались передать образец необогащенного урана — отпиленный кусок уранового цилиндра, из которого сложно было бы произвести бомбу. Тогда считалось, что уран привезли в Молдавию с Чернобыльской АЭС.
Через несколько месяцев после этого дела бывший информатор КГБ СССР Теодор Четрус сообщил агенту Малика о грузе высокообогащенного урана, предназначенном для «реального покупателя» с Ближнего Востока для создания «грязной бомбы». В разговорах Четрус неоднократно заявлял, что Америка должна быть «уничтожена» за свои действия на Ближнем Востоке.
«Грязная бомба» — это гипотетическое оружие массового поражения, неоднократно описанное в СМИ. Фактически, это обычное взрывное устройство с заложенным в него контейнером с радиоактивным веществом. Предполагается, что в результате взрыва радиоактивный изотоп будет распылен на значительной площади. Мощность и поражающая сила такого устройства в миллионы раз меньше, чем у настоящей ядерной бомбы. Испытания, проведенные американской Комиссией по ядерному регулированию, установили, что большинство «грязных бомб» не смогут вызвать достаточного заражения местности, чтобы привести к гибели людей или тяжелым заболеваниям. Главный вред от такого устройства (кроме непосредственно взрывной волны, как и у обычной бомбы), согласно отчету комиссии — страх и паника, на которые и рассчитывают террористы.
Малик, работавший под прикрытием, через несколько месяцев договорился с Четрусом о продаже пробной 10-граммовой партии урана за 320 тысяч евро. Если «покупатель» одобрил бы качество урана, затем его планировалось продавать по килограмму за 32 млн евро в неделю до тех пор, пока не будет собрано «достаточное» количество. Малик отмечает, что обсуждалась закупка десяти килограммов обогащенного урана, что составляет примерно пятую часть от атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму.
Затем стороны обсудили покупку плутония, образец которого Четрус был готов предоставить «серьезным людям» бесплатно. «Небольшой объем можно использовать для создания ядерной бомбы», — поясняет он на записи скрытой камерой.
Позже следователи выяснили, что истинным продавцом ядерных материалов является гражданин России и Украины Александр Агеенко по прозвищу Полковник, проживающий в Приднестровье. В 2011 году он отправил свою жену Галину и местного полицейского в Кишинев для передачи радиоактивного груза Четрусу. В Кишиневе Галину и Четруса арестовали; в итоге их приговорили к небольшим срокам тюремного заключения, несмотря на обнаружение партии высокообогащенного урана и чертежей «грязной бомбы». Оба они уже на свободе.
При обыске в доме Четруса среди прочих документов Малик и его коллеги обнаружили переписку с суданским врачом по имени Йосиф Фейсал Ибрагим. Они обсуждали поставку боевых вертолетов и бронетранспортеров, а также поставки урана для создания «грязной бомбы». Установить, кто стоял за Ибрагимом, следователям не удалось; Малик считает, что сделка была уже практически заключена к моменту задержания Четруса.
Галину Агеенко приговорили к трем годам тюремного заключения, а ее муж, по данным агентства, бежал через Украину в Россию. Неизвестно, забрал ли он с собой ядерные материалы, которые пытался продать в Молдавии.
В середине 2014 года информатор Константина Малика вновь рассказал о предложениях купить радиоактивные материалы. На этот раз их было сразу два: одна группа предлагала купить уран, другая — цезий. Молдавские следователи сообщили об этом в ФБР США и начали совместную работу по выявлению происхождения этих веществ. Работая под прикрытием, Малик выяснил, что у одной из групп был доступ к устаревшей российской ракетной системе, которая может запускать ядерное оружие. Также собеседник следователя рассказал, что может достать две баллистические ракеты Р-29, размещаемой на подводных лодках, и обучить работе с ними.
Вскоре после этого шестеро продавцов урана были задержаны, пятерым удалось скрыться. Трое фигурантов дела уже задерживались по аналогичным обвинениям, двое были осуждены, а третий оказался водителем Четруса.
В этом году ситуация повторилась. Молдавским следователям стало известно о попытке продать радиоактивный цезий для создания «грязной бомбы». На этот раз желательный покупатель был заявлен конкретно — боевики запрещенной в России группировки «Исламское государство». «Если у вас есть связи с ними, сделка пройдет гладко», — говорил Малику контрабандист Валентин Гроссу в кишиневском клубе Cocos Prive. Он рассказывал, что работает на офицера российской ФСБ в отставке «с репутацией жестокого человека»: «Если что-то пойдет не так, нас всех поставят к стенке и расстреляют».
Посредник рассказывал, что у продавцов есть доступ к большим запасам цезия-137 — ключевого компонента радиоактивного загрязнения биосферы. Гроссу опасался подставы, и Малику пришлось встретиться с ним 20 раз, чтобы убедить в прочности своих «связей» с ИГ. В конце концов Гроссу передал образец менее радиоактивного цезия-135 и был задержан. При этом установить личность офицера ФСБ и местонахождение основных запасов цезия следователям не удалось.
---
28 мая Константин Малик получал награду из рук президента Молдавии Николае Тимофти, однако вскоре его подразделение было распущено на фоне «политического кризиса и внутренних конфликтов».
В июне этого года боевики «Исламского государства» заявили о готовности купить «ядерное устройство» в Пакистане и доставить его в США при помощи нигерийской группировки «Боко Харам». В США тогда сочли заявления пропагандой, усомнившись в возможности исламистов достать ядерное оружие.
В январе этого года Boston Globe писала, что Россия отказалась от сотрудничества с США по охране ядерных объектов. Стороны отменили мероприятия по укреплению мер безопасности в ЗАТО, где хранятся запасы высокообогащенных урана и плутония. США финансировали укрепление защиты российских ядерных объектов с 1993 года.