Новосибирская прокуратура предложила установить бюст генпрокурору СССР, участвовавшему в сталинских репрессиях
Прокуратура Новосибирской области предложила установить в Новосибирске бюст генпрокурору СССР Роману Руденко, который во время правления Иосифа Сталина входил в состав тройки НКВД и подписывал протоколы о массовых расстрелах. 6 октября члены городского худсовета выступили против установки памятника, рассказала директор Сибирского центра содействия архитектуре Татьяна Иваненко.
Установить бюст прокуратура предлагала у здания Сибирского института управления РАНХиГС на Нижегородской улице.
Иваненко рассказала, что новосибирская прокуратура подала справку о Руденко, которая была «на удивление краткой». В ней, по словам Иваненко, не говорилось, что в 1937-38 годах Руденко «входил в состав особой тройки НКВД, а в 70-е готовил для Политбюро ЦК КПСС документы по преследованию диссидентов». Она добавила, что худсовет проголосовал против установки бюста на основании «недостаточности материалов для принятия обоснованного решения».
«Поразило короткое, но емкое выступление депутата Совета депутатов Новосибирска, Бондаренко Сергея Валентиновича. Он назвал репрессии мероприятиями, которые осуществлялись с целью „защиты чистоты нации“. Это вообще что?» — рассказала Иваненко.
Роман Руденко входил в состав тройки по Донецкой области Украинской ССР. Его фамилия фигурирует в приказе НКВД от 30 июля 1937 года, который запустил репрессии в отношении «бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Как рассказывали в Музее истории ГУЛАГа, в приказе были даны конкретные цифры — расстрелять 82 700 человек и еще 193 400 человек отправить в лагеря.
Замдиректора Музея истории ГУЛАГа по научной работе Галина Иванова отмечала, что «точных сведений о том, сколько смертных приговоров завизировал Руденко, будучи прокурором Донецкой области, в распоряжении историков не имеется», поэтому «оценить его личное участие во внесудебной деятельности не представляется возможным». В свою очередь исследовать архивов Константин Богуславский заявлял, что Роман Руденко сам присутствовал на расстрелах жертв репрессий.
После смерти Сталина генпрокурор СССР Руденко и глава МВД страны Сергей Круглов обратились к первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву с запиской, в которой предложили пересмотреть все архивно-следственные дела осужденных за контрреволюционные преступления, в том числе тройками НКВД — «в целях выявления случаев необоснованного осуждения граждан и последующей их реабилитации». После этого в течение трех лет были созданы комиссии по пересмотру дел, многие заключенные были освобождены.
Роман Руденко также был главным гособвинителем от СССР на Нюрнбергском процессе.
В 2015 году Юрий Чайка, занимавший тогда должность генпрокурора России, учредил медаль имени Романа Руденко. В обосновании говорилось, что такое решение принято в связи «связи с празднованием 70-летия со дня победы в Великой Отечественной войне и в целях увековечивания памяти главного государственного обвинителя от СССР на Нюрнбергском судебном процессе».