Конституционный суд отказался принять жалобу Навального на закон о выборах президента
Конституционный суд не принял к рассмотрению жалобу политика Алексея Навального на положение закона о выборах президента, которое ограничивает пассивное избирательное право граждан. В ответе суда говорится, что жалоба не признана допустимой, так как не отвечает требованиям закона о КС.
Конституционный суд сослался на свое постановление от 10 октября 2013 года, в котором впервые подтвердил возможность ограничения прав избираться для граждан, приговоренных к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления. Он также напомнил, что не раз подтверждал эту позицию в решениях по жалобам граждан.
Суд указал, что, по мнению заявителя, федеральный закон не может ограничивать пассивное избирательное право россиян. Однако такое ограничение, как указал КС, «имеет особенно важное значение», так как наличие у претендента на должность президента судимости «создает крайне высокие риски для правовой демократии».
Навальный пожаловался в КС на закон о выборах президента после того, как Центризбирком не допустил его к участию в президентских выборах из-за непогашенной судимости по делу «Кировлеса». Политик считает, что законодатели, приняв федеральный закон с таким ограничением, вышли за пределы компетенции. По его мнению, право участвовать в выборах ему дает Конституция, в которой говорится, что кандидатами не могут быть только лица, находящиеся в местах лишения свободы, и те, кому нет 35 лет.
Решение ЦИК о недопуске на выборы Навальный пытался оспорить в Верховном суде, но получил отказ.
В ноябре 2017 года КС отказал в такой же жалобе бывшему главе муниципального образования в Брянской области Сергею Казакову. Он дважды получал отказ в регистрации на муниципальных выборах из-за условного срока по обвинению во взятке. Суд объяснил, что даже условное наказание свидетельствует об особой общественной опасности проступка осужденного. Судья КС Константин Арановский тогда опубликовал особое мнение. Он считает, что условное осуждение свидетельствует об умеренной степени общественной опасности деяния, а ограничения избирательных прав не должны вредить свободным выборам.