Правозащитники сообщили о пытках в колониях и изоляторах Петербурга
В колониях и следственных изоляторах Петербурга заключенных бьют и пытают электрошокером, в том числе чтобы они давали показания или отказывались о ранее высказанных жалоб. Об этом говорится в докладе Общественной наблюдательной комиссии Петербурга, который правозащитники составили в конце июля. Выдержки из доклада опубликовала группа адвокатов «Команда 29».
Авторы доклада — члены ОНК Екатерина Косаревская, Яна Теплицкая и Роман Ширшов. Они сообщили о нарушениях прав заключенных по итогам мониторинга исправительных колоний №6,7 и 8 и двух следственных изоляторов — СИЗО-6 и СИЗО Гатчинского района. Они выяснили, что заключенных избивают сокамерники, в том числе вымогая деньги, а также сотрудники ФСИН и следователи.
Заключенные ИК-7 «Яблоневка» часто просят членов ОНК помочь им перевестись в другую колонию, утверждая, что в карантинном отделении людей избивают и унижают несколько заключенных, которые живут в этом отряде постоянно. В июле 2018 года правозащитники получили информацию, что в тюремную больницу имени Гааза доставили осуждённого, избитого в карантинном отделении «Яблоневки». Ему пришлось удалить селезенку. Больной сообщил членам ОНК, что у него болел живот. Замначальника колонии Владимир Суслов заявил, что этот заключенный упал со второго яруса кровати.
Также там описан случай гибели в ноябре 2017 года заключенного, который находился в карантинном отделении «Яблоневки». По сведениям ОНК, его забили до смерти другие заключенные в помещении без камер. В колонии заявили, что он умер от сердечного приступа во время работы. Родственникам умершего его выдали в гробу, заколоченном досками, и рекомендовали скорее его захоронить. Тела они не видели, но судмедэксперт не отрицала, что на теле были следы травм, пишут правозащитники.
На пытки электрошокером пожаловался заключенный из ИК-6. Он заявил членам ОНК, которые навестили его в больнице, что в марте 2018 года его избил оперативный сотрудник колонии, который хотел узнать причину его конфликта с другим заключенным. 11 мая помощник начальника УФСИН по соблюдению прав человека Елена Кузнецова заявила членам ОНК и депутату Борису Вишневскому, что заключенный от жалоб на пытки отказался. Затем он это отрицал и говорил, что сотрудник колонии и его коллеги требовали, чтобы он забрал заявление.
В мае 2015 года подследственный, помещенный в СИЗО номер 6 в Горелове, заявил, что его избили сотрудники уголовного розыска и сфальсифицировали против него уголовное дело о краже. Служебная проверка показала, что он получил травму при ремонте автомобиля, говорится в докладе ОНК. Год спустя он умер в СИЗО, а его родственники на похоронах видели, что у него сломаны руки и шея. Другие заключенные этого изолятора жаловались, что их избивали сотрудники СИЗО, добиваясь признательных показаний в суде.
Также члены ОНК сообщили о жалобах на условия содержания в колониях, в том числе на перенаселенность. Многие жалобы на пытки поступают правозащитникам анонимно, особенно часто так поступают заключенные в СИЗО-6, ИК-7 и психиатрического отделения СИЗО-1. По мнению правозащитников, это может означать, что заключенных запугивают. Сотрудники ФСИН регулярно ограничивают работу членов ОНК, не разрешают им изучать видеозаписи, журналы учета происшествий в учреждениях и не разрешают фотографировать и снимать видео во время посещений заключенных.
Авторы доклада хотят войти в региональную комиссию, которые ФСИН пообещала создать в каждом регионе для проверок жалоб на насилие в местах лишения свободы, и уже направили эту просьбу в петербургское управление службы. Создать такие комиссии ведомство пообещало после того, как стало известно о пытках заключенного Евгения Макарова в колонии в Ярославской области.
31 июля замдиректора ФСИН Евгений Максименко извинился перед осужденным и пообещал, что те, кто участвовал в пытках, будут уволены. По факту избиения заключенного возбуждено уголовное дело, 11 человек арестованы.