«Любая война отвратительна»: чем запомнился писатель Даниил Гранин
В ночь на среду, 5 июля, в Санкт-Петербурге умер писатель Даниил Гранин. Ему было 98 лет. Дождь вспоминает его биографию.
Даниил Гранин во время Великой Отечественной войны, 1943 год
Даниил Гранин родился 1 января 1919 года в поселке Волынь (сейчас Курская область) в семье лесника. В детстве он вместе с матерью переехал в Ленинград.
Гранин окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, работал инженером на Кировском заводе. В начале войны ушел на фронт в составе дивизии народного ополчения. Он воевал на Лужском рубеже, на Пулковских высотах, в танковых войсках. Его последняя должность на фронте — командир роты тяжёлых танков.
1956 год
После войны Гранин работал в Ленэнерго и научно-исследовательском институте. Учился в аспирантуре при Ленинградском политехническом институте.
Еще в 1937 году были опубликованы его рассказы о Парижской коммуне. В начале 50-х на основе этой работы он создал историческую повесть «Ярослав Домбровский». Между этим временем также выходят несколько его работ — рассказ об аспирантах «Вариант второй», повесть «Победа инженера Корсакова».
Даниил Гранин на литературном дискуссионном форуме в Восточном Берлине в начале ноября 1977 года
В 1977-1981 годах Гранин вместе с писателем Алесем Адамовичем создал «Блокадную книгу» — документальную хронику о Ленинграде времен войны. Сначала в городе не разрешили издать книгу. Частично она вышла в «Новом мире» в 1977 году, а полностью — в 1984 году.
Даниил Гранин (слева), Алесь Адамович и одна из героинь книги Евгения Строганова (в центре) на встрече с ветеранами — участниками блокады Ленинграда, 1984
«Я не хотел писать про войну, у меня были другие темы, но моя война оставалась нетронутой, она была единственная война в истории Второй Мировой войны, которая проходила два с половиной года в окопах — все 900 блокадных дней. Мы жили и воевали в окопах, мы хоронили наших погибших на кладбищах, пережили тяжелейший окопный быт», — говорил он.
1987 год
Гранин избирался народным депутатом СССР, был членом правления и секретарем правления Союза писателей РСФСР и СССР, возглавлял Советский ПЕН-Центр.
Виолончелист Мстислав Ростропович, композитор Андрей Петров (в центре) и писатель Даниил Гранин на церемонии захоронения останков императора Николая II, членов его семьи и слуг в Петропавловском соборе, 1998 год
2006 год, церемония открытия памятника первому мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку
Президент Владимир Путин, министр экономического развития и торговли Герман Греф, вдова Анатолия Собчака Людмила Нарусова, художественный руководитель Большого драматического театра имени Товстоногова Кирилл Лавров, Даниил Гранин и Ксения Собчак
Даниил Гранин во время презентации своей книги «Причуды моей памяти», которая состоялась в Научной библиотеке Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, 2008 год
2009 год
Дмитрий Медведев вручил Даниилу Гранину орден Святого апостола Андрея Первозванного. Писатель получил награду за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность. Церемония награждения прошла в Константиновском дворце.
Церемония награждения премии «Большая книга», Дом Пашкова, 2012
Даниил Гранин получил национальную литературную премию за роман «Мой лейтенант», который был опубликован в 2011 году.
Из интервью газете «Аргументы и факты»:
«У меня было много разных премий. Но эта («Большая книга» за «Мой лейтенант» — прим.) для меня имеет свою радость. Дело в том, что я по-настоящему никогда не писал про свою войну. Откладывал — у нас и без меня была хорошая военная литература, и я не стал конкурировать.
Но годы шли, а я так и не написал про свою войну. С годами мне становилось все горше перед моими однополчанами. Они уходили из жизни большей частью в первые полтора года войны, когда мы несли большие потери, когда положение Ленинграда было почти безнадежным. Ушли, так и не узнав, сумели ли мы отстоять город или нет. У меня странное было чувство, как будто я своей книгой мог им дать этот ответ: «Да, ребята, город наш!»
Я писал про первые два года войны. Написал о том, как нас гнали и как мы драпали. Почему именно этот период? Потому что он самый тяжелый, самый трагический. Лев Толстой тоже писал про то, как мы отступали, а не как входили в Париж»
Президент Германии Йоахим Гаук, Даниил Гранин, канцлер Германии Ангела Меркель и глава парламента Норберт Ламмерт во время празднования Дня памяти жертв национал-социализма в Бундестаге в Берлине
Из интервью Ксении Собчак: «Упоение победой, которая была справедлива по своей сути, потому что мы воевали со злом, с этой темной силой фашизма. Это упоение многие годы мешало нам увидеть, что и в этой победе и при этой победе мы допускали ужасные вещи, преступления 1937 года и последующих годов, даже после войны и во время войны мы много натворили зла и осудили его поспешно, как бы неглубоко. Хотя наша литература и искусство старались изо всех сил, много сделали для этого. Дальше как-то дело не пошло»
95-летний Даниил Гранин на церемонии, посвященной Дню памяти жертв национал-социализма в Бундестаге в Берлине, 27 января 2014 год
«На мой взгляд, любая война отвратительна. Она начинается, может, как справедливая, но все равно становится грязной. Потому что убийство, кровь, страхи, предательство, измена — все это существует в любой войне. Я воевал, это вовсе не идеальная война была, а были случаи ужасные, связанные с жестокостью, вспыхнувшей мстительностью, со смертью невинных. Механизм войны сам по себе несправедлив. Мои однополчане: прекрасный человек — а его убивают, а плохой человек выживает. Вся эта какая-то случайность, которая неизбежна в войну, сама по себе несправедлива»