ФАН опубликовало переписку убитых в ЦАР журналистов с коллегами об организации поездки
«Федеральное агентство новостей», которое связывают с «фабрикой троллей», опубликовало фотографии переписки погибших Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко с коллегами из «Центра управления расследованиями» (ЦУР), для которого они поехали в Центральноафриканскую Республику (ЦАР) снимать документальный фильм о ЧВК. Подлинность переписки подтвердил Дождю источник в ЦУР.
В материале ФАН опубликованы снимки переписки Джемаля, Расторгуева и Радченко в телеграме с главным редактором ЦУР Андреем Коняхиным, журналистом Родионом Чепелем, сотрудницей ЦУР Анастасией Кулагиной и пользователем с именем Anastasia, которого ФАН называет заместителем главного редактора ЦУР Анастасией Горшковой.
Для обсуждения командировки был создан чат с названием Centrafrique. В нем обсуждались детали поездки: необходимые документы, жилье, контакты с людьми на месте и другое. В начале переписки участники обсуждают необходимость оформить Джемалю, Расторгуеву и Радченко пресс-карты на английском языке, а также «табличку UN для машины». 24 июля им предлагают оформить медицинскую страховку самостоятельно. «„Альфа-страхование“ делает страховку для ЦАР, заезжайте в любой офис (центральный — на Шаболовке), 3000 руб.», — пишет пользователь Anastasia. Оформили ли участники поездки страховку и кто ее оплатил, из опубликованной переписки неясно.
26 июля Anastasia пишет о деньгах, выделенных съемочной группе для поездки в ЦАР. «Так, памятка про финансы: суточные на еду - $40/день ($840 у каждого) $2150 – жилье, 16 ночей, расчет по стоимости дома в Банги $2250 – водитель-переводчик, расчет по максимуму 15 дней по $150 за городом (не забывайте, что в Банги ему надо платить $90) $1500 — НЗ (прочие траты, типа такси из аэропорта, если не встретит Мартин, «взятки» кому-то и т.д.) Пожалуйста, фиксируйте все траты», — пишет Anastasia.
Мартин — человек, который должен был помочь журналистам на месте. Его порекомендовал журналистам корреспондент ФАН Кирилл Романовский. Мартин впервые упоминается в чате 19 июля. Его называли сотрудником миссии ООН в ЦАР, однако там впоследствии опровергли информацию о том, что погибшие журналисты контактировали с сотрудниками миссии перед или во время поездки.
Позднее в чате появляется информация о новых договоренностях с Мартином. «Мартин пишет, что в аэропорту вас встретит водитель-переводчик с табличкой, его зовут Bienvenu. Он сразу отвезет вас к вилле. По пути попросите его заехать в Ledger Hotel, чтобы поменять деньги», — пишет Anastasia. Позднее также становится известно, что с Мартином контактировал Родион Чепель.
Контакт водителя журналистов по имени Бьенвеню был в списке людей, с которыми можно контактировать на месте. Он составлялся в Google-документе перед поездкой в ЦАР, следует из переписки. В документе же говорится, что жилье и водителя журналистам нашел Мартин.
27 июля главред ЦУР Андрей Коняхин дает журналистам задачу «обязательно снять, как избавляетесь от пресс-карт». «Художественно и с комментариями» — пишет он. Позднее становится известно, что пресс-карты надо было сжечь. Также выясняется, что местный журналист, с которым разговаривала заместитель главного редактора ЦУР Анастасия Горшкова, сообщил, что перед поездкой в ЦАР необходимо договориться с местным министерством информации и печати.
По пути в ЦАР ни участники поездки, ни их коллеги из ЦУР не могут дозвониться до водителя, который должен их встретить. Джемаль, Расторгуев и Радченко берут такси до отеля и пытаются дозвониться до Мартина, однако им это также не удается. С водителем пытаются связаться и сотрудники ЦУР, однако у него не отвечают «оба телефона».
28 июля Расторгуев пишет в чате о «логистическом коллапсе», который произошел у участников поездки. «Все дико дорого и ощущение, что все ******** (хотя меню в кафе цены напечатаны). Степень неадекватности девайсов и людей у них огромная. Когда мы пользуемся голосовым переводчиком, люди думают, что мы позвонили подружке и она с ними говорит из телефона и сейчас все им объяснит. Комический эффект проходит, остается ощущение языкового бессилия. Английского нет ни у кого практически. Это сначала так», — написал Расторгуев.
Вечером 29 июля Кирилл Радченко пишет о дополнительных тратах на бензин, который в ЦАР стоит два доллара за литр. «Водителю мы платим за услуги переводчика и водителя, а все что связано с обеспечением машины (бенз и сервис) – на нас», — пишет Радченко. Он рассказал, что резиденция императора Бокассы, в которой предположительно находится военная база российских наемников, — это «закрытый объект» и допуск туда возможен только через Минобороны ЦАР. Туристам там, по словам Радченко, снимать запрещено.
Также Радченко рассказывает о двух полицейских, которым они дали взятку в размере 550 долларов. Он предполагает, что их «сдали местные», которые увидели, как журналисты «возятся около машины с фотооборудованием». «Так сказали копы, после взятки, типа „надо было выбрать улицу потише“», — написал Радченко.
В ответ главный редактор ЦУР Андрей Коняхин пишет, что журналисты находятся «под колпаком» и скоро к ним «выстроится очередь» за взятками. Также он подозревает водителя журналистов в соучастии в вымогательстве, хотя Радченко это отрицает. «Он не прикрытие которое отмазывает нас от взяток — это точно. Но и не соучастник, это так не выглядит», — пишет Радченко. Он предупреждает, что следующий день они проведут в пути в Бамбари, где находится Мартин. Впоследствии они не выходили на связь, а 31 июля стало известно, что Джемаля, Расторгуева и Радченко убили.
Коняхин комментировать публикацию ФАН отказался. Горшкова на момент публикации заметки на просьбу о комментарии не ответила.
По официальной информации, журналистов убили при попытке грабежа. У них при себе было несколько тысяч долларов наличными и аппаратура для съемок. Их водитель находится под стражей. Местные власти называют это мерой безопасности. 15 августа «МБХ Медиа» опубликовало первые итоги расследования убийства журналистов. По информации источников расследовательской группы, неподалеку от места нападения на журналистов их в течение нескольких часов ждала группа людей, которая знала, что их машина изменит маршрут. Почему это произошло, расследователи не выяснили.
Расследование убийства также ведет российский Следственный комитет и журналисты ФАН.