Госдума и Совет Федерации единогласно ратифицировали договоры о дружбе и сотрудничестве с самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками. После признания их независимости и подписания Путиным соответствующих указов остается открытым вопрос о том, в каких границах Россия признает республики.
Так, официальный представитель МИД Мария Захарова в беседе с Дождем отмечала, что границы ДНР и ЛНР, признанных Россией, установят в будущем. Ранее депутат Леонид Калашников заявлял о признании границ в пределах Донецкой и Луганской областей, но затем опроверг это заявление. Владимир Путин на этот вопрос также сказал, что в конституциях республик прописаны границы в рамках Донецкой и Луганской областей. Также Совфед дал согласие на использование Вооруженных сил России за рубежом. Глава МИД Украины, в свою очередь, обратился к ЕС с просьбой предоставить обещание членства в Союзе в будущем. А генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил о готовности усилить присутствие в Восточной Европе. Обсудили последние новости о ситуации вокруг Донбасса с Михаилом Ходорковским.
«Это предательство национальных интересов России» — так оценил последние действия российских властей в отношении Донбасса и Украины Михаил Ходорковский.
По его словам, на сегодняшний день «руководство России своими действиями поставило крест на возможности нашей страны развиваться нормально, балансируя между Востоком и Западом, взаимодействуя и с Китаем, и с Западом, развивая свою технологию и находясь в рамках международных производственных цепочек».
Сейчас все это «по сути дела разгромлено», считает Ходорковский: «Зачем? Ради чего? Ради того, чтобы взять на баланс еще 1,5 млн человек и теперь платить им так же, как уже на протяжении нескольких десятилетий платим Чечне по 300 млрд в год?» Это можно было делать «более благоприятным для российского общества способом, то есть просто давать людям эти деньги, если есть лишние», говорит общественный деятель.
Путин воспринимает происходящее как противостояние с Америкой, что и было продемонстрировано на заседании Совета безопасности 21 февраля. Ни США, ни НАТО «не собираются высаживать в России свои войска», но то, что сейчас сделано властями, только ухудшило безопасность России, говорит Михаил Ходорковский: «Это оголило нас, создало новую горячую границу, которую теперь придется защищать и где войска будут разделены буквально на расстоянии прямого выстрела, показало нашим южным и восточным соседям, что Россия беззащитна».
«Выигрыш Путин видит только один — сохранить режим личной власти», который, как считает президент РФ, подрывает Америка. «Майдан для Путина — сценарий, по которому Америка, в его представлении, снесла такого же авторитарного лидера, пускай и помельче масштабом, и он боится, что этот сценарий будет реализован в отношении него».
По мнению Ходорковского, «крымский консенсус, который сложился в 2014 году, давно себя исчерпал»: «Люди в России поняли, что присоединение Крыма им лично либо не дало ничего, либо дало очень мало, а отняло очень много». С этой точки зрения присоединение отдельных регионов Донбасса, за которые с высокой степенью вероятности придется повоевать, российское общество вряд ли поддержит.
«Горячая граница, где войска будут разделены буквально на расстоянии прямого выстрела; банда, которая там орудует, и которая из своих абсолютно понятных меркантильных соображений хочет, чтобы эта „войнушка“ началась и будет ее провоцировать; сзади, на востоке находится Китай, который теперь радостно говорит — ну и кому вы собираетесь продавать свой дополнительный газ, мне? Хорошо, тогда продавайте дешево. У кого вы теперь собираетесь покупать всю технологию, у Запада? Запад вам не продаст, покупайте у меня, плохое и дорого. Что вы еще хотите? Вы выступали по поводу того, чтобы лес у вас не пилили? Извините, вы теперь от Китая зависите полностью», — перечисляет Ходорковский.
«Путин просто предатель, конкретный предатель национальных интересов России», — заявил Ходорковский, добавив, что «не ожидал такого» от президента. Также ошибкой Путина было предположение, что США напугает война между Россией и Украиной, говорит он: «Может быть, из каких-то гуманитарных соображений им этого не хотелось бы, но из прагматичных соображений — славяне хотят воевать между собой, ну воюйте, ослабляйте друг друга».
Говоря об экономических последствиях для России, Ходорковский напомнил, что на ежегодно на содержание Чечни выделяется 1-1,5% (300 млрд рублей) из федерального бюджета, при этом в республике около миллиона жителей. В Донбассе проживают около 1,5 млн человек, то есть на его содержание уйдет примерно 1,5% бюджета, не считая содержания войск на «горячей границе».
Европа постепенно откажется от поставок российского топлива, которым Россия ее «шантажирует», будет проводить диверсификацию поставок нефти и газа, потому что «зависеть от России как военного врага нельзя». «Технологичные санкции сегодня менее заметны, потому что они разрушают экономику постепенно, но они ее разрушают, и тех 22 миллионов высокооплачиваемых рабочих мест, которые обещал Путин, не будет», — говорит он.
«Или возьмите нашу нефтяную промышленность. Если Запад реально остановит поставки процессоров, современных технологий, то останется 3-4 года до обвального падения нефти, либо придется буквально на коленях вымаливать у Пекина какие-нибудь вещи, которые более-менее это заместят», — прогнозирует Ходорковский.
«Любая война заканчивается, в конечном итоге, переговорами и мирным договором, но совершенно очевидно, что место России с точки зрения безопасности в этом новом договоре будет хуже, чем оно было до», — считает Ходорковский, добавляя, что сейчас, «при жизни Путина», никаких изменений не предвидится. Более того, страны Европы, которые раньше считали, что тратить 2% ВВП на оборону — это много, теперь будут «ближе кооперироваться с США, и возможно, с НАТО, и тратить на вооружение больше денег».
К тому же собственную безопасность на юге и востоке России теперь придется обеспечивать большим вооружением. «Если вчера Китай или бандиты из ИГ* полагали, что их нападение на российские интересы будет воспринято как нападение в целом на цивилизованный мир, то сейчас такого отношения уже нет, — говорит Ходорковский. — А если завтра будут реальные проблемы с украинцами, будет это восприниматься как незаконные действия или как нормальная национально-освободительная борьба? Убежден во втором».
* Исламское государство (ИГ) — террористическая организация, запрещенная в РФ
Фото: Sophia Kembowski / DPA / TASS