Принятый Госдумой во втором чтении законопроект позволит Генпрокуратуре без суда блокировать практически любые материалы экстремистских организаций, в том числе ФБК*, сообщает «Коммерсант».
Соответствующий документ в июле 2020 года внесла группа депутатов от «Единой России», «Справедливой России» и КПРФ.
Изначально проект предусматривал только возможность блокировать материалы, содержащие обоснование и оправдание экстремистской или террористической деятельности. Ко второму чтению в документ добавили возможность блокировки ложных сообщений о терактах, продаже поддельных документов, а также информационных материалов организаций, деятельность которых запрещена в России.
Один из авторов законопроекта депутат Александр Хинштейн заявил изданию, что теоретически под действие закона могут попасть материалы Фонда борьбы с коррупцией (ФБК)*. При этом он добавил, что, как конкретно будет трактоваться закон, станет понятно в ходе правоприменительной практики.
Старший партнер проекта «Сетевые свободы» Станислав Селезнев считает, что законопроект может наделить прокуратуру правом автоматически блокировать не только материалы экстремистских организаций, но и любой их репост, опубликованный без критического комментария. По его словам, в документе содержится только расплывчатое определение экстремистской деятельности, поэтому под него может подпасть любое резкое высказывание.
Селезнев отметил, что сейчас признание организации экстремистской не влечет автоматической блокировки ее материалов. По его словам, по поводу каждого материала прокуроры должны обращаться в суд и доказывать, что информация является экстремистской. Нередки и случаи, когда автора высказывания привлекают за него к ответственности, но сам этот материал остается доступным.
Однако сейчас у прокуратуры есть инструмент для блокировки сайтов без решения суда. Согласно «закону Лугового», досудебной блокировке подлежат сайты, содержащие призывы к экстремистской деятельности, участию в массовых беспорядках или несогласованных митингах, а также недостоверную общественно значимую информацию и сообщения иностранных организаций, признанных нежелательными.
Летом этого года Роскомнадзор заблокировал около 50 сайтов проектов Алексея Навального и его сторонников, а затем потребовал от YouTube сделать то же. Кроме того, перед выборами в Госдуму Google и Apple удалили приложение «Навальный» из своих магазинов, а Telegram заблокировал бот «Умного голосования» политика.
Тогда РКН ссылался не на решение суда, а на требование Генпрокуратуры. Она, в свою очередь, руководствуется «законом Лугового» о досудебной блокировке террористических и экстремистских сайтов.
*Деятельность ФБК признана экстремистской организацией и запрещена на территории России
Фото на превью: Flickr