Миграционный кризис на границе Литвы и Беларуси, а также предстоящие российско-белорусские военные учения «Запад-2021» повышают вероятность возникновения «инцидентов» с участием сил НАТО в странах Балтии и Польше. Об этом заявил в интервью Financial Times министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич.
По его словам, из-за учений, которые пройдут в России и Беларуси с 10 по 16 сентября, есть риск «недопонимания, некоторых действий, не одобренных начальством».
«У вас пограничный кризис, у вас проходят крупные военные учения у границ НАТО, вы увеличили присутствие пограничников и воинских формирований на нашей стороне, — литовской, эстонской, польской. Конечно, это увеличивает вероятность возникновения инцидентов», — сказал Ринкевич. В то же время он усомнился, что дело дойдет до «полномасштабной военной провокации».
Ринкевич также отметил, что нелегальных мигрантов, которые прибывают с территории Беларуси, используют «как оружие», и назвал это «явным проявлением гибридной войны». Ринкевич также приветствовал решение иракских властей приостановить полеты в Минск и тактику литовских пограничников по «оттеснению» мигрантов в сторону Беларуси, что привело к значительному снижению числа пересекающих границу в последние дни.
В начале июля Литва объявила режим экстремальной ситуации из-за наплыва мигрантов с территории Беларуси. На границе стран начали возводить барьер из колючей проволоки. В начале августа замминистра иностранных дел Литвы Мантас Адоменас сообщил, что число беженцев, пытающихся попасть в республику, превысило четыре тысячи человек, тогда как за весь прошлый год их было всего 74 человека.
По словам Адоменаса, у литовской стороны есть «много свидетельств» того, что поток мигрантов «организовывался агентурами, подвластными Александру Лукашенко», а к литовской границе их подвозили белорусские пограничники. Замминистра также сказал, что среди нелегальных мигрантов есть россияне.
Директор департамента миграции при МВД Литвы Эвелина Гудзинскайте заявила, что власти страны могут выплатить нелегальным мигрантам по 300 евро, если они вернутся на родину.
Фото на превью: Wikimedia Commons