Прямой эфир

«Самый мощный удар по спецслужбам». Политолог Кынев о том, как расследование Навального поставило Кремль в тупик

Здесь и сейчас
91 096
12:29, 22.12.2020

21 декабря политик Алексей Навальный опубликовал свой телефонный разговор с предполагаемым участником отравления, сотрудником ФСБ Константином Кудрявцевым. Навальный позвонил ему, представившись помощником секретаря Совбеза Николая Патрушева. Офицер ФСБ сообщил, что яд политику нанесли на трусы, а его жизнь спасли действия пилотов и введенный фельдшерами скорой помощи атропин. В ФСБ назвали «спланированной провокацией» телефонный разговор. Можно ли расценивать этот эпизод как очередное свидетельство провала руководителей российских спецслужб и логично ли ожидать отставки руководства ФСБ, а также снятия с постов руководителей департаментов? Узнали у политолога Александра Кынева.

«Самый мощный удар по спецслужбам». Политолог Кынев о том, как расследование Навального поставило Кремль в тупик

Александр, добрый вечер!

Всем добрый вечер!

Стоит ли ожидать кадровых перестановок? В случае с делом Ивана Голунова понятно, оно не было политизированным, но мы видели хоть какие-то решения, дела против сотрудников полиции. Здесь на что можно рассчитывать?

Смотрите, есть несколько вещей, которые очевидны. Первое: то, что происходит, ― это десакрализация спецслужб как института, это совершенно однозначно, потому что ведь приход к власти Владимира Путина и его окружения сопровождался вполне определенным таким мифотворчеством, «Щит и меч», Штирлиц и так далее, то есть выискивались из нашей культуры, из нашей традиции какие-то образы, имеющие какие-то привлекательные личные черты, и предполагалось, что они переносятся на представителей силовых структур как некой корпорации. Это было важнейшим элементом имиджа Владимира Путина с самого начала и всей той системы власти, которую он выстроил.

То, что происходит сейчас, ― это, на мой взгляд, самый мощный удар за все эти годы по ее десакрализации, это ее высмеивание. Смех ― это самое страшное оружие, потому что при всем при том, что, конечно, речь идет о трагических событиях, сама эта история, показывающая головотяпство, безграмотность, непрофессионализм и так далее конкретных представителей данного ведомства, людьми воспринимается с иронией, потому что по-другому она восприниматься не может. Даже сам ролик Навального, если вы посмотрите, да, когда Навальный там ведет эту беседу, окружающие люди просто еле сдерживаются, чтобы не ржать, настолько все это напоминает, я не знаю, фильмы братьев Коэнов или какую-то иную политическую сатиру.

Поэтому, конечно, это просто мощнейший удар по всему фундаменту власти, которая изначально строилась на благоговении перед спецслужбами, на описании их какой-то мистической роли, ее профессионализма, что они все знают, все могут, все умеют и так далее. На наших глазах весь этот миф просто в клочки разбивается и оказывается, что там не то что король-то голый, а и короля никакого давно нет, да, а сборище совершенно, мягко говоря, заурядных людей далеко не выдающихся способностей интеллектуальных, мягко говоря.

В принципе, мне кажется, ни для кого никакого секрета нет, любой человек, который в своей жизни общался с чиновниками, с силовиками, с милиционерами и так далее, в общем, не удивлен. В системе негативного кадрового отбора, где важно приспосабливаться и важно отчитываться правильно, естественно, делают карьеру не самые умные и не самые талантливые, а самые серые и самые удобные. Это то, что поразило всю систему власти снизу доверху. В наше время быть ярким, самодостаточным, умным человеком для чиновника почти невозможно, ты просто не сделаешь карьеру, тебе по дороге сломают шею. Это касается всех абсолютно институтов.

Поэтому для того, чтобы сегодня в России стать губернатором, не обязательно быть умным человеком и хорошим специалистом, как раз наоборот, нужно быть максимально серым и заурядным специалистом, нужно быть мудаком в известном смысле этого слова, иначе тебя никогда не назначат, потому что быть мудаком ― это немножко необходимое профессиональное свойство.

В таких условиях власть, ― перехожу к более четкому ответу на ваш вопрос, просто, мне кажется, важно понимать контекст, да, ― власть, поскольку речь идет о покушении на ее сакральность, покушении на главную скрепу, на чем все это базируется, она не может отступить. Попытка уйти назад немножко будет полной капитуляцией публичной. Знаете, наверно, молодежь-то не помнит, она этого даже и не знает, когда был знаменитый полет Матиаса Руста на самолетике, который, в общем-то, просто показал, насколько неэффективна, скажем, советская система контроля заграницы, Министерство обороны и так далее, это тут же вызвало отставку тогдашнего министра обороны Соколова.

Сейчас, на мой взгляд, власть больше всего боится за ощущение собственной жесткости и незыблемости. Это для нее главное.

Александр, я понял. Еще один вопрос к вам. Мы помним провал солсберецкий, мы помним, как Владимир Путин на форуме ВТБ «Россия зовет!» сказал: «Пусть эти люди, которых как бы подозревают, пойдут и дают интервью». И мы видели интервью Маргарите Симоньян на RT, и после этого стало еще больше смеха в обществе. Непонятно, то ли таким образом наказали этих людей за провал, то ли еще были какие-то мотивы.

Вот в этом случае, как вам кажется, если лаконично сформулировать, как себя поведет власть? Она же не отрицает, что за ним следили, этих восьмерых тоже никто не отрицает, ни Владимир Путин, ни Дмитрий Песков, они это сказали в четверг. Им как-то нужно будет отыгрывать информационно. Как? Если коротко.

Я думаю, что, во-первых, власть не может пойти назад, она не может отступить, она не может продемонстрировать слабость.

Это понятно. Выйти из ситуации как она может?

Поэтому будет отрицать, будет отрицать все, насколько это возможно, будет рассказывать про актеров, про пранкера, про кого-то еще и так далее. Я думаю, что никакого намека на признание мы не увидим. В этом смысле ситуация для власти тупиковая. У нее в том положении, в которое ее загнал Навальный своим расследованием, хорошего варианта нет.

Фото на превью: Максим Кардопольцев / Дождь

Минюст России внес Фонд борьбы с коррупцией в список организаций,
являющихся иностранными агентами.