Руководство управления «К» ФСБ годами крышевало банковскую отрасль. Полковник Кирилл Черкалин, обвиняемый в получении взяток и мошенничестве, предлагал банкирам решить их проблемы за деньги, но он был лишь частью схемы. Об этом говорится в совместном расследовании «Проекта» и The Bell.
Банкиры рассказали, что в схеме, помимо высокопоставленных офицеров ФСБ, участвовали менеджеры Агентства по страхованию вкладов (АСВ), юристы, связанные со спецслужбами, и обнальщики.
Близкий к ФСБ источник рассказал, что у управления «К» было две схемы работы с банками: процент от выведенных средств в размере 0,1-0,2% от объема операции или фиксированные взятки и откаты за конкретные нарушения. Бывший совладелец банка с отозванной лицензией добавил, что банки, которые занимались обналом, платили управлению «абонентскую плату».
Для получения процентов в банк назначали офицера ФСБ в отставке, чаще всего — на должность главы службы экономической безопасности. Таким образом спецслужбы могли держать под контролем денежные потоки, а также собирать информацию о рынке. Кроме того, заниматься обналом управлению «К» помогали региональные подразделения ФСБ, а перевозили наличные в Москву — сотрудники спецподразделений «Альфа» и «Вымпел».
При этом связь с ФСБ не гарантировала банкам безопасность. Рухнувшими банками занималось АСВ: они возвращали «зависшие» деньги. Бывший замглавы агентства Валерий Мирошников был знаком с Черкалиным, на одной из встреч они обсуждали, «в какой из обанкроченных банков каких конкурсных управляющих назначить».
После задержания Черкалина Мирошников уехал из России, АСВ сообщило об его отставке, но не указало причин. Мирошников владеет в России недвижимостью на сумму в один миллиард рублей, подчеркивает издание.
Бывший владелец Межпромбанка Сергей Пугачев утверждает, что Мирошников был главой организованной группы, они вымогали у него 350 миллионов долларов, угрожая убийством. Кроме того, бывший совладелец финансовой группы «Лайф» Александр Железняк рассказал, что у него вымогали долю для того, чтобы «две птицы» закрыли преследование акционеров. Такое прозвище было у генпрокурора Юрия Чайки и бывшего главы экономической службы ФСБ Виктора Воронина.
Кирилла Черкалина и двоих его подчиненных задержали в апреле этого года, еще двух фигурантов дела, бывшего председателя правления банка «Еврофинанс» и его зама, объявили в международный розыск. Черкалина обвиняют в получении взяток в размере 850 тысяч долларов, а также в мошенничестве на 490 миллионов рублей.
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.