Прямой эфир

Керченский конфликт: день 2. В Крыму аресты, а Киеве закрывают русский бизнес

Здесь и сейчас
131 097
21:39, 27.11.2018

После публикации показаний, данных моряками на военной базе в Керчи, назначены судебные процессы по избранию им меры пресечения. Глава думского комитета по обороне Виктор Бондарев уже заявил, что все 24 моряка должны быть арестованы и преданы суду. Пока они содержатся на гауптвахте воинской части, но для процесса их перевозят в Симферополь, в Киевский районный суд. К этому моменту уже 12 членов экипажа арестованы до 25 января 2019 года. К инциденту уже привлечено внимание международных организаций: представители ЕС заявили, что суда должны быть возвращены Украине, а министр иностранных дел Франции призвал Украину и Россию к сдержанности. Порошенко просят не злоупотреблять введенным в приграничных регионах военным положением и не ограничивать гражданских прав населения. О развитии событий рассказала корреспондент Дождя Евгения Зобнина. А политолог Петр Олещук поделился своим прогнозом.

Керченский конфликт: день 2. В Крыму аресты, а Киеве закрывают русский бизнес

После задержания трех украинских кораблей у Керченского пролива, все стороны сделали ожидаемые заявления. ФСБ опубликовала те самые неопровержимые доказательства, что на катерах были сотрудники СБУ. На видео допроса — старший лейтенант Андрей Драч. 

О том, что на судне находятся службы безопасности Украины, обмолвился и заместитель постпреда России в ООН Дмитрий Полянский на заседании Совбеза минувшим вечером. Заседание закончилось без резолюций. Евросоюз, НАТО и США не приняли повестку от Полянского, поддержали Украину и обвинили Россию в захвате после Крыма еще и Азовского моря. Хотя, конечно, Украина ожидала более жесткой реакции, но настаивать не стала. Тем более Москва все равно обиделась.

Поездку контрразведчиков подтвердил глава СБУ Василий Грицак. Выполняли служебные задачи, сказал он. До этого командующий ВМС Украины Игорь Воронченко опроверг нахождение спецслужб на борту и заявил, что все признания моряков на видео сделаны под давлением ФСБ.

О том, что границу украинские военные пересекли намеренно, на том же видео от ФСБ рассказал капитан 3-го ранга Владимир Лесовой.

Хотя на суде другой украинский военный своей вины в пересечении границы не признал. Владимир Варимез арестован до конца января. Меру пресечения избирали с утра в Симферополе, всего моряков было 12, это половина задержанных. Поддержать их собрались крымско-татарские активисты.

В Керченской больнице же находятся трое моряков. Это Андрей Эйдер, Василий Сорока и Андрей Артеменко. Издание «Информатор» поговорило с его родными и узнало, что до выхода в море у моряков забрали телефоны и запретили что-то рассказывать близким. 

В ответ на задержание моряков Украина назвала восемь российских военных подозреваемыми в «подготовке и ведении агрессивной войны», «покушении на преступление» и «умышленном убийстве». На самой Украине введено военное положение. 26 ноября вечером Рада проголосовала за предложение президента Порошенко, но с оговорками. Только в регионах на границе с Россией и Приднестровьем, только на 30 суток, и никакого переноса даты президентских выборов. Они пройдут 31 марта, как и планировали.

Ну, а радикалы продолжают пикетировать посольство России в Киеве, прямо перед входом поставили стол и посадили человека в фуражке с надписью ФСБ. А еще покрышки теперь лежат у торгового центра «Ocean Plaza». Бенефициаром компании-владельца является Лилия Ротенберг, дочь Аркадия Ротенберга. Активисты в масках Путина так прогоняют российский бизнес с украинской земли.

Но керченский эпизод все-таки выгоден обеим сторонам Азовского моря. Патриотические настроения поднимаются, политикам есть, что друг другу предъявить. Как говорят политологи, история будет долгой и вялотекущей. 

Расшифровка разговора с Петром Олещуком:

Петр, первый вопрос к вам, конечно, вот сутки, как военное положение действует на приграничных областях Украины, сказалось ли это как-нибудь на обыденной жизни?

В целом, я бы не сказал, что оно действует, в принципе оно должно вступить 28 числа в действие непосредственно. Именно такая оговорка была включена в окончательный вариант данного документа. Поэтому на данный момент сказать, что каким-то образом военное положение, по крайней мере, в Киеве, ощущается, я думаю, было бы преувеличением.

А вот говорят уже сейчас различные источники, что, например, отменят выборы в местные советы. Это, конечно, не большие выборы, но все равно. Возможно, в любой момент может быть объявлена дополнительная мобилизация. Есть ли какие-то тревоги подобного рода? Потому что, насколько я понимаю, идти на войну, в Донбасс, например, тоже никто, в общем, особенно не хочет, даже если военное положение было объявлено по совсем другому поводу.

Тут нужно понимать, опять-таки, что, конечно, любые слухи и любые панические настроения, они могут присутствовать, просто потому, что общество не до конца понимает, что происходит, и само военное положение звучит довольно страшно. Поэтому вчера некоторые панические поползновения в виде, например, некоторого повышения курса доллара действительно наблюдались, но в принципе сегодня я наблюдал, что в обменниках в целом показатели вернулись к позавчерашнему уровню. Ну и опять-таки, поскольку большинство граждан слабо себе представляет, что для них означает военное положение, и довольно слабо ориентируется в соответствующем законодательстве, то конечно, слухи ходят самые разнообразные. Наверное, это естественно для подобной ситуации.

Стали ли моряки национальными героями на Украине? Есть ли всенародное движение в их поддержку? Есть ли что-то, напоминающую пятилетнюю назад ситуацию, когда действительно люди, которые выступали, которые пострадали на Майдане, они становились национальными героями. Есть ли такая, не знаю, пропагандистская линия, или, наоборот, движение со стороны народа?

Я бы не сказал, что на самом деле какая-то пропагандистская линия существует, просто потому, что на данном этапе сама тема моряков объективно отошла несколько на второй план из-за того, что на первый план вышла сама тема с военным положением. Оценки, в принципе, самые разнообразные, но в целом я могу сказать, конечно, поддержка присутствует. И настроения такие, что в принципе люди настроены на то, что нужно поддерживать и нужно освобождать своих, они все-таки присутствуют.

Возможно ли какое-то движение по разрыву, скажем так, существующих хозяйственных связей между Украиной и Россией? Я напомню, что такие призывы раздавались вчера и позавчера. Вот сейчас только что поступило на ленты новостей сообщение о том, что Национальный банк Украины признал «дочку» ВТБ неплатежной, признал проблемным банком, требует ликвидации. Может ли быть какое-то движение по окончательному искоренению российского бизнеса, который присутствует на Украине, вот с этим предлогом, что как можно держать бизнес страны, с которой фактически находятся в состоянии, скажем так, «холодной войны»?

Подобные настроения не являются чем-то новым, на самом деле, то есть подобные настроения, они в обществе существуют довольно давно, они периодически разгораются в подобных ситуациях. В целом политики вынуждены в значительной степени следовать за общественным мнением, которое выдвигает подобные требования регулярно. Ну и в целом, конечно, я думаю, просто какими-то декларациями в этот раз украинским политикам отделаться не выйдет, то есть мы знаем, что уже поступили соответствующие заявления представителей правительства о возможном введении визового режима. Ну и, наверное, какие-то иные действия также последуют. По крайней мере тяжело объяснить введение военного положения, и это в принципе общая тенденция в украинском общественном мнении, что введение военного положения должно означать, кроме того, и действия, направленные против соответствующих аспектов экономического взаимодействия с Россией. Ну и в целом направление разрыва отношений с Россией, поскольку…

Сегодня уже 47 граждан России, как я понимаю, были депортированы, которые пытались въехать через Минск и другими способами?

Насколько я знаю, какой-либо официальной позиции по этому вопросу не было обнародовано. Но в то же время, я думаю, что мы можем предположить, что в контексте военного положения могут поступить новые инструкции об ужесточении соответствующего контроля на границе.

Петр, последний вопрос. Действительно, в России очень много обсуждают версию о том, и сегодня эта версия получила некие подтверждения от ФСБ, что действительно были некие инструкции, опять же, эта информация от одного источника, от ФСБ, некие инструкции по специальному провоцированию российских пограничников. Что вот Медведев сказал, что это предвыборная провокация Порошенко. Выгодно ли Петру Порошенко вот такое обострение накануне выборов? Позволяет ли это ему как-то устранить конкурентов, по крайней мере, от агитации и помочь переизбраться? При условии того, что рейтинги у него действительно сейчас не очень большие.

Вопрос этот тоже очень спорный на самом деле, поскольку, с одной стороны, конечно, он получает возможность педалировать тему патриотизма, но с другой стороны, это опять-таки демонстрация того, что он не способен решать вопросы, опять-таки о том, что в очередной раз поднимается вопрос об оккупации части украинской территории, что является довольно-таки болезненным вопросом для Украины. С одной стороны, конечно, это активизация довольно-таки выгодных для Порошенко тем, но с другой стороны, это активизация намного менее выгодных для него проблем. Поэтому на самом деле это палка о двух концах, и честно говоря, вот эту вот версию каких-либо намеренных провокаций я не разделяю. Я лично считаю, что это один из многочисленных соответствующих инцидентов, которых на самом деле было не так уж мало, просто именно этот попал в медийное пространство и получил максимальную раскрутку из-за целого ряда причин.

Благодарю вас.

Фото: ТАСС